Ко второму чтению была проделана большая работа. К законопроекту поступило почти 700 поправок, пояснил глава нижней палаты журналистам по итогам рассмотрения. Большую часть (462) внесло правительство РФ, однако эти поправки появились в результате совместной работы кабмина с парламентом.
Главными целями изменений ко второму чтению стало повышение качества жизни и социальной защиты людей, а также поддержка регионов, подчеркнул Вячеслав Володин. В частности, в 2019 году субъекты Федерации дополнительно получат 100 млрд рублей на компенсацию расходов, связанных с повышением оплаты труда бюджетников. Еще 36,1 млрд рублей составят дополнительные субсидии на создание мест в детских садах для детей от 1,5 до 3-х лет. А общая поддержка из бюджета на эти цели - 60 млрд рублей, пояснил председатель Госдумы. По его словам, еще 3 млрд рублей регионы получат на учебные места в сельских и поселковых школах. "В целом сумма средств на создание современных школ составит 49 млрд рублей", - сообщил спикер.
25,6 млрд рублей пойдут на оснащение медицинских организаций, оказывающих помощь онкобольным, сказал Володин. "1,7 млрд - на создание и развитие фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в населенных пунктах, где число жителей составляет от 100 до 2 тысяч человек", - добавил он.
Как отметил председатель Госдумы, общая поддержка регионов с учетом средств, изначально предусмотренных в проекте бюджета, составит 2 трлн 272 млрд рублей в 2019 году, 2 трлн 319 млрд рублей в 2020 году и 2 трлн 300 млрд рублей в 2021 году. Большое число поправок связано с реализацией национальных проектов. От этих решений зависит развитие страны и повышение благосостояния наших граждан, подчеркнул спикер. В целом, отметил Володин, проект федерального бюджета был существенно доработан ко второму чтению. И большую роль здесь сыграла Трехсторонняя комиссия, в работе которой Володин пригласил активнее участвовать парламентскую оппозицию.
Как сообщил глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров, в ближайшие три года на реализацию нацпроектов пойдут порядка 5,7 трлн рублей. Благодаря поправкам ко второму чтению средства будут доведены до регионов "не просто в виде денежного мешка", а будут распределены по конкретным мероприятиям, заявил Макаров. При этом приоритетные направления - демография, образование, здоровье, жилье, экология, повышение производительности труда, поддержка занятости и многие другие - получили дополнительные средства.
Большое внимание депутаты решили уделить спорту. Так, поддержано направление дополнительных средств на развитие футбола. На 2019 год добавили 1,9 млрд, на 2020 год - 4,5 млрд и в 2021 году - 3,2 млрд. Данные средства пойдут на создание 106 полей с искусственным покрытием, строительство 25 манежей, переподготовку футбольных тренеров. Значительные средства будут выделены и на развитие еще одного массового вида спорта - хоккея (2,9 млрд рублей в 2019 году, 5,1 млрд в 2020 году и 4,8 млрд в 2021 году). В результате будут созданы 50 крытых катков, центры развития хоккея.
Депутаты, кроме того, одобрили направление 4 млрд рублей на повышение оплаты труда научных сотрудников, 6 млрд - на дополнительную поддержку производителей сельскохозяйственной техники. Поддержаны также поправки, подготовленные с участием спикера Госдумы. Это дополнительные деньги для организаций инвалидов, а также в поддержку Фонда Доктора Лизы. И это только часть изменений ко второму чтению.
187 поправок рекомендованы к отклонению, так что, конечно, принятие документа сопровождалось критикой. Чтобы снизить накал, бюджетный комитет подготовил к заседанию справку о средствах, которые получат регионы, от которых критики бюджета избраны. "Чтобы люди увидели, против чего голосуют некоторые народные избранники", - пояснил Макаров.
Большая часть дискуссии была посвящена разбору поправок, идущих к отклонению. Глава бюджетного комитета при поддержке вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова давал пояснения по каждому спорному моменту. Выяснилось, что большинство предложений уже учтены в рамках одобренных поправок ко второму чтению, в нацпроектах и т.п. Авторы ряда инициатив не смогли указать адекватные источники финансирования или предлагали изъять средства, например, из закрытых статей бюджета.
Рациональные предложения в профильном комитете, впрочем, согласились обсудить более подробно уже после принятия бюджета - например, идею депутата Галины Хованской финансировать детям-сиротам найм жилья. "За" проголосовало 357 депутатов, "против" - 62, воздержавшихся не было. Кроме "Единой России", поддержать основной финансовый документ страны решила ЛДПР.
Подводя итоги рассмотрения, Вячеслав Володин отметил, что депутаты на протяжении почти четырех часов обсуждали поправки к законопроекту о бюджете на 2019, 2020 и 2021 годы. В итоге 464 поправки были одобрены. "Впервые в истории нашего российского парламентаризма они были поддержаны единогласно всеми фракциями. Это само о себе говорит, потому что, как правило, это очень сложный процесс согласования", - добавил он.
187 поправок были отклонены, причем 77 поправок были вынесены на отдельное обсуждение. "Оно было очень бурным, продолжительным вопросов звучало много", - отметил спикер Госдумы. Он также подчеркнул большую роль правительства, от которого депутаты имели возможность получить квалифицированные ответы на свои вопросы.
"В итоге законопроект был принят, он был поддержан двумя фракциями Государственной думы, - резюмировал Володин. - Но я еще раз хочу сказать, что большинство поправок было поддержано консенсусом, всеми фракциями. Это говорит о том, что бюджет во многом отражает запрос общества, запрос на развитие".
По словам главы нижней палаты, во втором чтении было обеспечено финансирование тех проектов, которые в будущем должны решить многие проблемы в области образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, развития экономики. Это задачи, которые поставил президент в Послании Федеральному Собранию.
Сейчас многое зависит от того, как будет обеспечен контроль за реализацией бюджета. В этой связи депутаты на Совете ГД приняли решение о внесении изменений в регламент. Теперь он будет предполагать обязательный контроль за реализацией госпрограмм со стороны профильных комитетов. Также предлагается ввести новый порядок обсуждения докладов в рамках "правительственного часа". Обязательно будут звучать содоклады от профильных комитетов и Комитета по контролю и регламенту, где пойдет речь о мониторинге реализации госпрограмм, национальных проектов.
"Мы считаем, что это неотъемлемая часть работы парламента - парламентский контроль. И вопросы, связанные с выходом на конкретные цели, решение задач, конкретные результаты - это то, что сделает работу более эффективной всей системы власти", - подытожил Володин.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"