Клаудиа Кардинале сыграла в советском фильме главную женскую роль

Среди уникальных мероприятий форума особого внимания заслуживает торжественный вечер, посвященный 90-летию со дня спасения итальянской экспедиции Умберто Нобиле ледоходом "Красин". Состоится встреча зрителей с актерами фильма "Красная палатка" режиссера Михаила Калатозова, который был снят в СССР совместно с Италией в 1969 году. В этой встрече примет участие и звезда итальянского кино Клаудиа Кардинале.

Копродукция, или совместное производство, в киномире - дело обычное. В подцензурные времена, когда политика и идеология правили во всех сферах нашей жизни, совместная работа над фильмами, даже с коллегами из соцлагеря, требовала уйму бюрократических утрясок. А уж если наклевывалась копродукция с капиталистами, этот воз стронуть с места не всякий раз получалось. И тем не менее совместные работы были - даже чаще, чем нам представляется из сегодня.

Еще до пика "Пражской весны" мне повезло оказаться на съемках у Михаила Калатозова, режиссера легендарного фильма "Летят журавли", обладателя заветной каннской "Пальмы". Дело было в начале 1968 года. Пресс-конференция по случаю начала съемок советско-итальянского проекта "Красная палатка" собрала весь цвет газетного истеблишмента. По тогдашним меркам, старт большого совместного фильма, да еще про легендарную экспедицию Умберто Нобиле, про отвагу советских полярников, спасших терпящих бедствие участников похода, - такой проект (по сути, блокбастер) был резонансным культурным событием. Были приглашены звезды уровня Питера Финча и Шона Коннери, музыку вместе с Эннио Морриконе писал Александр Зацепин, а продюсером стал сам Франко Кристальди.

Конференция шла в одном из залов морозовского особняка рядом с Арбатской площадью - там располагался Союз обществ дружбы. В президиуме сидели сплошь важные персоны, и режиссер Михаил Калатозов в том числе. Но главным фигурантом действа была, понятное дело, Клаудиа Кардинале - суперзвезда европейского кинематографа, снимавшаяся и у Феллини ("8½"), и у Висконти ("Туманные звезды Большой Медведицы", "Леопард").

В те годы Клаудиа была замужем за Франко Кристальди, продюсером названных картин, взявшим на себя финансовое обеспечение "Красной палатки". Она и получила единственную женскую роль в фильме, написанную специально для нее.

Из множества вопросов, заданных ньюсмейкерам, запомнился лишь один, обращенный к кинозвезде. Вопрос был бытового характера, что звучало некоторой дерзостью и выпадало из общего сугубо серьезного тона. "Любит ли синьора заниматься домашним хозяйством?" - спросил диву мой коллега, корреспондент ТАСС. Нет, Клаудиа не любила стряпню. Ее коньком было украшать дом цветами: срезать цветы в саду и расставлять их в вазы.

Кардинале приехала в Москву для участия в первых натурных съемках, каковые планировались в окрестностях Таллина. Об этом стало известно в ходе пресс-конференции, а на следующий день в редакции (я работала в редакции союзной информации ТАСС) мне вручили командировочное удостоверение и билет на поезд Москва - Таллин. Предстояло сделать репортаж и взять интервью у Михаила Калатозова. Дома накануне отъезда родители живо вспоминали ажиотажные события 1928 года вокруг крушения дирижабля "Италия", гибели вылетевшего на помощь великого полярного исследователя Амундсена. Страна сидела у радиоприемников, ловила новости. Радиолюбители всего мира день и ночь пытались поймать сигналы терпящих бедствие участников экспедиции, оказавшихся на дрейфующей льдине.

И надо же! Сигнал SOS с координатами попавших в беду поймал на самодельный приемник парень из русской глубинки Николай Шмидт. Село Вохма Костромской области получило вселенскую известность. Благодаря информации от Шмидта экспедиция была спасена. (Правительственные награды не стали охранной грамотой для Шмидта: он был репрессирован и расстрелян в 1942 году, к моменту съемок фильма еще не был реабилитирован.)

Не обошлось и без фольклора вокруг полярной эпопеи. Как рассказал мне отец, все европейские правительства объявили телеграф бесплатной зоной для сообщений, имеющих отношение к поискам и спасению экспедиции Нобиле. Хитроумные нэпманы использовали ситуацию и посылали шифровки типа: "Ищите Нобиле! Найдете - не найдете, а мануфактуру шлите". Быль или небыль, скорее всего удачный анекдот.

Ни один из источников не указывает Таллин как место натурных съемок "Красной палатки". Эти съемки были пробой, репетицией, разминкой. Снимались общие планы, примеривались, привыкали друг к другу Клаудиа Кардинале (Валерия) и Эдуард Марцевич (гляциолог Мальмгрен) - единственная в фильме лирическая пара. Снег искрился и сиял под лазурным небом, актеры азартно играли в догонялочки, барахтались в сугробах, перекидывались снежками - то была импровизация в рамках режиссерского задания. Переводчик Валерий Сировский, заслышав режиссерскую команду "Снято!", немедленно брал под руку Клаудиу и в хорошем темпе мчался с ней к Калатозову за очередным заданием. Михаил Константинович называл звезду попросту по-русски - Клавой. Ей нравилось.

...Эти кадры есть в фильме "Красная палатка". Не поручусь, что кадры - те самые, таллинские. Возможно, сцена была переснята в Норвегии. Но снег под северным солнцем сияет и слепит так же, как тогда, в Таллине.

Справка

Лучшие фильмы российско-итальянского производства и сегодня входят в золотой фонд мирового кино. В 1964 году Джузеппе Де Сантис в копродукции с "Мосфильмом" снял военную драму "Они шли на Восток" . В 1970 году Сергей Бондарчук создал батальную эпопею "Ватерлоо". В числе продюсеров - итальянский титан Дино Ди Лаурентис, музыка Нино Рота. В том же 1970-м Витторио Де Сика снял в России кинодраму "Подсолнухи" с Софией Лорен и Марчелло Мастроянни. Огромным успехом пользовалась снятая в 1973 году комедия Эльдара Рязанова "Невероятные приключения итальянцев в России". В 1983 году в копродукции с Италией снял свой фильм "Ностальгия" Андрей Тарковский, соавтором сценария стал легендарный Тонино Гуэрра. Единственный русский актер в фильме - Олег Янковский, все остальные роли играли итальянцы.