Чем было это вызвано и каковы результаты локализации, "РГ" рассказал директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Алексей Ученов.
Алексей Александрович, оправдался ли курс на локализацию производств?
Алексей Ученов: Одна из ключевых задач промышленной политики - создание и развитие в России центров компетенций, встроенных в международные цепочки добавленной стоимости. Мы нацелены на то, чтобы максимально привлекать инвесторов, создающих и модернизирующих производство на территории Российской Федерации, и предоставлять им поддержку. Локализация помогает компаниям в расширении их рыночных позиций. Принимающая сторона, в свою очередь получает инвестиции, рабочие места, дополнительные налоговые поступления, прямой доступ к передовым технологиям, знаниям.
Какие меры поддержки государство предложило зарубежным компаниям, готовым инвестировать в локализацию?
Алексей Ученов: Правительство ведет масштабную работу по повышению привлекательности российского рынка для инвестиций. С момента принятия закона "О промышленной политике в Российской Федерации" Минпромторг России запустил ряд механизмов по формированию максимально понятных и прозрачных правил игры для бизнеса. В их числе - требования к уровню локализации для определения российской продукции, работа по повышению прозрачности которых ведется совместно с бизнесом. Был создан и активно действует Фонд развития промышленности, предоставляющий льготное заемное финансирование промышленных проектов. Для реализации инвестпроектов выстроен комплекс финансовых и нефинансовых мер поддержки, которыми могут воспользоваться и зарубежные компании - от специнвестконтрактов (СПИК)до программ развития индустриальных парков. К прямому диалогу с инвесторами, заинтересованными в развитии проектов на территории нашей страны, всегда открыты как наше министерство, так и Фонд развития промышленности, Российский экспортный центр, Агентство по технологическому развитию. Для стимулирования локализации производства действуют специальные требования, регулируемые постановлением правительства № 719. Соответствие этим критериям позволяет, образно говоря, выдать промышленной продукции "российский паспорт". Критерии "российскости" сейчас включают в себя 23 раздела - от продукции станкостроения, тяжелого, железнодорожного и энергетического машиностроения до медицинской техники, фотоники, насосного, компрессорного и холодильного оборудования, продукции отрасли металлургии и материалов. Это постановление - рамочный документ, который актуализируется с учетом интересов бизнеса.
Какие меры поддержки получили российские компании, готовые создавать совместные производства, осваивать передовые зарубежные технологии?
Алексей Ученов: Участие в проектах по локализации может и должно стать одним из способов инновационного развития российских предприятий. Эти проекты стимулируют их развивать производственные цепочки, что позволяет не просто производить иностранные аналоги, а налаживать разработку новых продуктов на отечественных предприятиях. Отличные возможности предоставляет механизм СПИК. И это не "отверточное" производство. За инвесторами закрепляется обязательство повышать технологический уровень и наращивать локализацию в нашей стране. Государство же предоставляет налоговые льготы, возможность претендовать на получение статуса российского производства в отношении товаров, производимых по СПИК, а также возможность статуса единственного поставщика для участника СПИК с объемом инвестиций больше 3 миллиардов рублей.
В каких отраслях промышленности локализация оказалась наиболее активной и успешной?
Алексей Ученов: В пример можно привести автопром - доля на российском рынке автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, стабильно держится на уровне 85 процентов. Или, например, энергомашиностроение. Технологическая независимость в этом секторе важна для безопасности страны. Здесь мы активно сотрудничаем с зарубежными партнерами: в июле 2018 года открыт цех по восстановлению лопаток турбины компании "Сименс технологии газовых турбин". В цеху восстанавливаются лопатки турбины (т.е. непосредственно напыление лопаток) для продления срока службы турбин. Оборудование, установленное в производственном цеху, обслуживает персонал компании, то есть достигнута полная локализация процесса и в части производства, и в части эксплуатации. В разных отраслях уже заключено 25 федеральных СПИКов. Шесть из них - в фармацевтике, по четыре - в автопроме и химическом комплексе, три - в нефтегазовом машиностроении, по два - в сельскохозяйственном машиностроении и металлургии, по одному - в энергетическом машиностроении, станкостроении, авиастроении и производстве насосного оборудования. Их реализация принесет в экономику страны около 410 миллиардов рублей, позволит создать более 9900 новых рабочих мест. Объем произведенной продукции превысит 4 триллиона 177 миллиардов рублей.
Будет ли продолжен курс на локализацию в условиях экономических санкций или в него будут внесены изменения?
Алексей Ученов: Государство ориентировано на поиск разумного баланса потребностей инвестора, заинтересованного в создании коммерчески эффективного производства, и государства, заинтересованного в обеспечении национальной безопасности и получении новых компетенций в сфере промышленности. При этом должна сохраняться здоровая конкуренция, нельзя создавать неравные условия для иностранных предприятий, которые уже локализовали производства на территории России. Сегодня наша промышленная политика ориентирована в первую очередь на экспорт, что является логичным продолжением курса импортозамещения. В долгосрочной перспективе локализация зарубежных производств должна идти в привязке к экспортной ориентации. То есть промышленная продукция должна обладать добавленной стоимостью не только для локального рынка, но и для экспорта. Несмотря на то, что экономические санкции затрудняют локализацию, поскольку включают прямые запреты на развитие финансовых и торговых связей, локализации остается бесспорно актуальной, поскольку способствует развитию не только отраслей, но и территорий.