21.11.2018 19:50
    Поделиться

    В библиотеке имени Н.В. Гоголя открыта выставка карикатур Олега Теслера

    В библиотеке имени Н.В. Гоголя на Большой Грузинской открыта выставка карикатур Олега Теслера (1938-1995).

    Математик по образованию, художник по призванию, Теслер был из поколения "шестидесятников". Из тех, кто легко пересекал границу между физиками и лириками и для кого ветер оттепельных перемен оказался попутным и дал шанс переменить участь. Так выпускник МИИТа, рисовавший "картинки" (как Олег Теслер называл свои рисунки), стал известнейшим карикатуристом, чьи произведения печатали с равным удовольствием "Смена", "Крокодил" и "Литературная газета". Затем к ним присоединились "Пионер" и "Известия", "Советский экран" … Словом, Теслеру были все возрасты покорны и все темы.  Его рисунки не требовали комментария - они сами были комментарием современной жизни, изящным и стремительным... Неудивительно, что в 1980-м он оказался одним из главных художников Олимпиады-80.

    Он, конечно, был блестящим рассказчиком. Слово "комикс" в СССР, мягко говоря, не было популярным. Оно влекло шлейф ассоциаций с изданиями "оттуда", за железным занавесом, легкомысленными по форме и дерзко бунтарскими по содержанию. То ли дело карикатура! И Олег Теслер завоевал славу на международных фестивалях и конкурсах в Болгарии, Италии, Германии, Канаде, Бельгии, Франции, Японии именно как карикатурист. Причем карикатурист, вовсе не озабоченный злобой дня. Но не поэтому ли его рисунки интересно смотреть и сегодня?

    Впрочем, злоба дня иногда проскальзывала в его рисунки, притворившись хармсовским абсурдом… Вот в огромной голове, ухо которой напоминает ручку пивной кружки, в темной зарешеченной комнате бродит бесцельно из угла в угол маленький мозг на двух ножках. Ну, не младенец, конечно, но лапочка-дошкольник. И то понятно: как же бедняге вырасти в темнице сырой, без информации, без пищи для ума, в крепости-черепе с бойницами? Вот честный гражданин, прогуливающийся по берегу морскому, как князь Гвидон, видит мелькающие над волнами руки. А людей не видно. Наш Гвидон, не теряя ни минуты, сигает с обрыва, чтоб спасти утопающих… И видит картину, как в сказке: 33 богатыря-водолаза сидят на собрании и голосуют единогласно. Только руки над гладью морской и видны… 

    Олег Теслер не столько даже рассказывал, сколько показывал историю - в нескольких "кадрах"-картинках. Его карикатуры обитают в жанровом пространстве между комедией положений и гротеском. Иногда ему достаточно одного финального "кадра", чтобы рассказать историю. Таков рисунок репетиции шекспировского "Отелло", где актер в отчаянии "душит" Дездемон, которые штабелями лежат уже на сцене, а режиссер все свое: "Не верю!". Недоверчивый, видно, попался… Прям как Станиславский.

     Но иногда Теслер разворачивается вовсю. Например, в своей "Робинзонаде". Близ необитаемого острова приводняется космический аппарат на парашюте. Робинзон ликует: помощь пришла! К космонавтам летят самолеты, плывут пароходы и военные крейсеры, вертятся в небе юркие вертолеты… По веревочной лестнице лезут вверх космонавты на борт корабля. Затем вся эта армада ХХ века благополучно растворяется в океаническом далеке, оставив Робинзона на своем острове под пальмой. Сюжет, который оценил бы Камю! Обыкновенная история о том, как прогресс цивилизации и одиночество человека - никак не пересекаются, даже если они оказываются в одном месте в одно время.

    Как ни странно, в "комиксах" Олега Теслера привкус печали едва ли не столь же отчетлив, как тонкая наблюдательность острого ума. Юмор Теслера в родстве не с политической сатирой 1920-х, а скорее с простодушием Швейка и мягкой наблюдательностью Ярослава Гашека. Он умеет приоткрывать волшебный занавес иллюзии. И если два поэта, увенчанных лавровыми венками, жмут друг другу руки и похлопывают оппонента по плечу, то их музы, витающие в небесах, без политеса сцепились и огревают противника лирой по башке…

    Это полная версия текста, опубликованного "РГ"

    Поделиться