...Недавно ко мне целый класс пришел! Сами нашли адрес и пришли! Здесь, в Общественной палате, увидев такое количество детей, очень удивились. Что делать? Позвали ребят за стол, пили чай и разговаривали. Я была поражена, насколько это вдумчивые, глубокие и взрослые дети. Учитель, которого они любят, был уволен. Конечно, они хотели, чтобы им помогли вернуть педагога. Но за этим я услышала то, что звучало гораздо громче: непонимание и накопленная обида. Игнорирование детских запросов, конфликт и даже обращение в правоохранительные органы. И при этом до сих пор не было встречи с администрацией школы. Дети рассказывали о традициях учебного учреждения, о том, что пришло новое руководство, которое их совершенно не слышит... Бороться за идею, которая тебе важна и дорога, - это важно, но, конечно, хотелось, чтобы детям как можно реже приходилось бы бороться с недопониманием взрослых.
У меня был неприятный разговор с руководством школы в Кургане. Там произошло ЧП - семиклассница стреляла в одноклассников из пневматического оружия. Я не нашла не то что непонимания ситуации, у руководства не было ни малейшего желания разобраться.
Сейчас мы работаем со случаем в Барнауле, когда ребенок пытался сам разобраться с проблемой, школа никак не отзывалась - в итоге неоднократные драки и агрессия в отношении этого ребенка чуть не закончились более серьезным конфликтом. Когда родители обратились к руководству школы, ничего, кроме игнорирования, не последовало в ответ. Сейчас по этому случаю мы направили обращение в региональную прокуратуру.
В Хабаровском крае живет Александр Геннадьевич Петрынин, второй Макаренко. Он собрал детей, которые в конфликте с законом, с которыми никто не справляется, а этот замечательный человек выстроил свою работу так, что эти дети возвращаются к нормальной жизни.
Моя бабушка была педагогом, в моей жизни встречались потрясающие учителя, и я им благодарна... И нам сейчас нужны шаги от директора не только как от администратора-хозяйственника, а как от опытного руководителя детского коллектива, того, кто умеет быть медиатором, если это необходимо, видит возрастные и психологические особенности детей, динамику отношений в детском коллективе, то есть обладает многими, кроме хозяйственника, кадровыми компетенциями. Сегодня у общества очень большой запрос на воспитательный компонент. Порой дети проводят в школе время до вечера. Я своих провожаю в семь утра, и в восемь вечера они порой возвращаются домой.
Когда был проведен опрос на наличие буллинга в школах, дети говорят, что есть, а взрослые считают, что нет. Порой для детей ситуация более болезненна, чем кажется взрослым.
Почему эти ситуации повторяются. С одной стороны, не хватает психологов. С другой стороны, происходит нарушение связи между семьей и школой и, как ни странно, нарушение связи между школой и учеником. Общение ограничивается регламентом, выдачей знаний.
Мы предложили Рособрнадзору разработать мониторинг воспитательных программ в школах... Должно быть единство двух процессов - обучения и воспитания. Но успешное решение в воспитательных вопросах часто зависит от личности, от внутреннего потенциала. Как его измерить? Тестированием? Прописать четкие должностные инструкции? Но ведь очень важно, какой человек рядом с ребенком.
Кондукторы высаживают ребенка из автобуса - зимой, вечером, в незнакомом месте. Мы направили обращение в минтранс с предложениями, как предотвратить и не допустить подобных случаев. Хорошо, если бы мы знали и о случаях, когда ребенка не высадили или когда рядом оказались взрослые, которые взяли бы его за руку и спросили - сколько тебе нужно? Я сейчас за тебя заплачу и ничего за это не возьму. И это был бы урок. Для всех.
Недавно президент сказал, что сегодня мало говорят о героях, которые вели бы за собой молодых. Эта фраза прозвучала, когда я была в Керчи, в реанимации, встречалась с ребятами. Один мальчик рассказывал, как у него на руках умер друг, который бежал в здание, где должна была взорваться бомба, а он бежал туда, чтобы вытащить детей, которые еще были живы. Разве это не герои? А учительница из Перми, которая защищала детей, заслонив собой от мальчика с топором... Я приехала к ней в больницу в тот момент, когда ее состояние было критическим. И какие здесь должностные инструкции могут быть? Кто об этом знал заранее? Но эта личная жертвенность, безусловно, есть в каждом из нас. Но нам важно работать над тем, чтобы таких подвигов никому не пришлось совершать.
С начала года более 700 детей выпали из окон. Они не болели, не были жертвой преступления, ДТП... Сегодня у нас есть несколько предложений... Одно из них - разработка специальных механизмов для окон, дешевых и доступных. Они обязательно должны быть в наличии у организаций, которые занимаются продажей и установкой оконных конструкций. И обязательно должны быть рекомендованы семьям, в которых есть маленькие дети. Родители должны быть более внимательными. Кроме этого, должна быть информационная политика - нужны ролики соцрекламы, приуроченные к определенному времени года, должны быть заранее начаты информационные кампании. В Волгограде волонтеры ходили с рупорами и вешали в подъездах плакаты "Ребенок в комнате - закрой окно".
Страшная ситуация с пожарами, в которых гибнут дети. Мы анализировали статистику. И тенденция увеличения, увы, есть. Открываешь сводки - сгорели двое, трое. В Кемерове - шестеро детей! Там уже которая семья горит, это недопустимая ситуация. На днях мы встречались с министром МЧС Евгением Зиничевым. На этой неделе прошло селекторное совещание, обсуждали, как исправить ситуацию. Среди наших предложений - инвентаризация (поиск неполадок с печным отоплением или газовым оборудованием) во взаимодействии с социальными службами, установка датчиков дыма и помощь семьям, которые не могут решить эти проблемы сами.
Еще одно предложение - обучение детей поведению в пожароопасной ситуации. Я специально ходила на форум, где ребята обменивались опытом, как спасать себя и других. Нашу летнюю акцию "Безопасность детства" волонтеры сами не захотели прекращать. За лето, к примеру, было найдено 42 тысячи нарушений на детских объектах. Мы отремонтировали площадки, на которых дети ломали ноги-руки, придумали охрану объектов недостроя, куда дети регулярно попадали...
Как измерить благополучие ребенка? Сейчас мы разрабатываем так называемые критерии "качества детства". К примеру, показатели сиротства. Если мы говорим о том, что много детей передается в приемные семьи, то тогда не должно быть возвратов или они должны быть минимальными. А для этого должна быть развита инфраструктура, должны быть специалисты, помогающие приемной семье, качественные инструменты диагностики.
Двигаться вперед мне помогает разрешение проблемной ситуации до конца. Иногда для этого нужен целый комплекс мер - законодательные, организационные, информационные. Мне кажется, если со всех сторон работать, результаты будут. А когда бывают результаты - это победа.
Одна девочка на форуме предложила провести уроки добра в школах. Это предложение переродилось во всероссийскую акцию "Класс доброты". Там есть возможность увидеть героев. Например, я знаю мальчика, который делает поделки, продает их и на эти деньги покупает подарки малообеспеченным семьям. Сейчас он печенье печет! И просит маму с отчимом разносить его по детдомам.