Новости

22.11.2018 00:00
Рубрика: Экономика

Летят "Иволги"

Московские центральные диаметры уточняют свой маршрут
Год назад городские власти анонсировали новый мегапроект - Московские центральные диаметры (МЦД). Цель их - интегрировать пригородные железные дороги в единую транспортную систему столицы. Вначале речь шла о семи линиях, сейчас транспортники остановились на пяти.

Первые два диаметра неизменны: они свяжут самые загруженные направления. МЦД-1 Одинцово - Лобня соединит Савеловское и Смоленское, а - МЦД-2 Нахабино - Подольск - Курское и Рижское. Инфраструктура на этих магистралях практически готова, ее пришлось лишь адаптировать к новой программе. В завершающую стадию, например, вступает строительство новой станции "Инновационный центр "Сколково", которая заменит существующий остановочный пункт "Трехгорка" на Смоленском направлении. Всего МЦД-1 предполагает 12 пересадок на станции метро, МЦК и другие железнодорожные направления, а МЦД-2 - 15 пересадок. На эти два диаметра приходится 30 процентов всего проекта. Ввести их планируется в конце 2019 - начале 2020 года.

По остальным МЦД окончательного решения пока нет, но и тут картина проясняется. "Планируется ввести еще три линии, таким образом, у нас будет пять полноценных линий", - поделился планами заммэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. Впрочем, наработки, по его словам, еще могут корректироваться. Пока же решено, что МЦД-3 соединит Зеленоград и Раменское, МЦД-4 - Апрелевку и Железнодорожный, а МЦД-5 - Пушкино и Домодедово.

"Выбор направлений и их количество - результат совместной работы ОАО "РЖД" и правительства Москвы, - рассказал "РГ" председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. - В частности, был оценен пассажиропоток до и после реализации проекта и необходимый объем инвестиций. На основе этих данных и принято решение об очередности первых линий. МЦД-3, 4 и 5 требуют другого подхода. Сквозного пригородного сообщения между этими пунктами нет, для запуска диаметров здесь требуется не только развитие инфраструктуры, но и разработка технологии".

Тем не менее уже на первом этапе доступ к новому транспорту получат свыше двух миллионов человек - жители более чем 12 районов Москвы: Тимирязевского, Бутырского, Южного Бутово, Дегунино, Фили-Давыдково, Кунцево, Лианозово, Южного Чертаново и других. Плюс окажутся вписанными в единую транспортную систему несколько подмосковных городов. "Запуск МЦД-1 и МЦД-2 позволит освоить пассажиропоток до 90 миллионов пассажиров в год, который в ходе реализации всего проекта может увеличиться до 380 миллионов пассажиров", - считает Иванкин. А это уже, между прочим, более 15 процентов от количества пассажиров московского метро.

Уже на первом этапе доступ к новому транспорту получат жители 12 районов Москвы

Полностью завершить строительство МЦД Москва намерена к 2025 году. Уже известно, что по новым магистралям будут курсировать современные поезда "Иволга", оснащенные по последнему слову техники: с Wi-Fi, зарядками для гаджетов, информационными табло и приспособленные для перевозки велосипедов. Эти составы отличают плавность хода и бесшумность. Ходить они будут с 5.30 утра до часу ночи - как и метро, с интервалом движения в пять-шесть минут в пиковые часы. Кроме того, вся навигация и аудиоинформация на МЦД будет двуязычной. Информация для пассажиров будет представлена на русском и английском языках как в самих поездах, так и на платформах.

Опыт интеграции пригородного железнодорожного сообщения в системы городского транспорта есть у многих европейских стран. Так, например, в столице Великобритании в 2007 году запустили проект London Overground - сейчас это резветвленная сеть наземного метро со 112 станциями, ежегодно перевозящая почти 185 миллионов пассажиров.

По мнению Иванкина, эффект от запуска МЦД будет накопительный, как и при запуске МЦК. Пассажирам потребуется время, чтобы привыкнуть к новым маршрутам, но уже через год проект можно будет оценить полностью. Первые же объективные результаты от запуска диаметров появятся примерно через полтора года - после ввода первых маршрутов.

Кстати

Отдельные билеты для проезда по Московским центральным диаметрам покупать не потребуется - ездить можно будет по привычным "Тройкам".

Цифра

380 млн пассажиров - такой пассажиропоток ожидается на Московских центральных диаметрах к 2025 году.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Михаил Шипов / Иван Пышечкин
В регионах Экономика Транспорт Железные дороги Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Столица ЦФО Москва