К сожалению, судя по статистике, республике до идеальных показателей пока далеко. Так, по данным региональной ГИБДД, количество аварий в этом году снизилось, но вот число погибших в авариях растет. За десять месяцев жертвами дорожно-транспортных происшествий стали 448 человек. В среднем, еженедельно в Башкирии в ДТП погибают 11 человек.
Эксперты предлагают несколько вариантов снижения смертности от аварий.
В частности, главный государственный автоинспектор Башкирии Динар Гильмутдинов уверен, что исправить ситуацию помогут камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД.
- Нам не хватает камер. Сегодня в республике установлено 200 многофункциональных комплексов для фото- и видеофиксации нарушений, тогда как в соседнем Татарстане их в десять раз больше. И, кстати, наездов на пешеходов там в два раза меньше, чем в Башкирии. Для стабилизации ситуации на дорогах республики нужно еще 653 комплекса, - считает Динар Гильмутдинов. - Надеюсь, правительство поддержит нас в этом вопросе.
Как правило, водители быстро узнают о местоположении камер и, соответственно, начинают соблюдать скоростной режим на этих отрезках дороги.
По его словам, стоимость одного комплекса, в зависимости от функционала, варьируется от 800 тысяч рублей до четырех миллионов. Конкретную сумму, которую направят на приобретение новой техники в следующем году, определят в ближайшее время в правительстве региона.
Впрочем, одними видеокамерами проблему не решить, отмечают эксперты. Ведь они помогают снизить скорость движения автомобилей лишь на небольшом отрезке дороги. Но установить их повсеместно просто нереально. Поэтому в городе, к примеру, разрешить ситуацию поможет снижение установленного скоростного режима.
- В большинстве муниципалитетов республики установлена скорость передвижения транспорта - 60 километров в час с учетом так называемого "коридора толерантности" , когда автомобилисты могут безнаказанно увеличивать скорость до 80 километров в час. Возможно, стоит перенять опыт Европы, где порог разрешенной погрешности составляет два-три километра в час, - подчеркнул председатель общественного совета регионального партийного проекта "Безопасные дороги" Рустам Баязитов. - Тем более что все знают: даже на скорости 40 километров в час наезд автомобиля на пешехода заканчивается для последнего гибелью.
Еще один важный технический момент - состояние пешеходных переходов, 70 процентов которых не соответствуют нормативным требованиям по освещенности, разметке, установленным знакам и так далее. В плохом состоянии 65 процентов автобусных остановок.
- Если снизить в муниципалитетах разрешенные скоростные режимы и привести в соответствие с ГОСТами все инфраструктурные объекты, то сократится и аварийность, - отметил Рустам Баязитов.
А вот улучшать качество дорог эксперты считают не столь важной задачей.
- Чем хуже асфальт, тем осторожнее и медленнее едут автомобилисты, которые зачастую больше жалеют машину, чем человеческую жизнь, - констатируют специалисты.
И все же превентивные меры не всегда могут помочь. И потому для снижения смертности, считает председатель общественного совета при МВД по Башкирии, заведующий кафедрой судебной медицины Башгосмедуниверситета Айрат Халиков, нужно бороться за сохранение жизни пострадавших. А это по силам очевидцам, которых просто нужно научить оказывать первую медицинскую помощь.
- В 70 процентах случаев после аварии смертельный исход наступает из-за того, что врачей рядом нет, а счет порой идет на минуты. Но когда человек впадает в состояние клинической смерти, его можно спасти, проведя в первые минуты сердечно-легочную реанимацию, - объясняет Айрат Халиков. - Очевидцы чаще всего боятся навредить пострадавшим или не знают, как помочь. Конечно, есть обоснованные риски. Но в экстренных ситуациях лучше действовать. Поэтому я уверен: граждан нужно учить оказывать доврачебную медпомощь.
Такая работа в республике уже идет, отметила главный врач городской клинической больницы N21 Гульнара Мустафина. Детей и взрослых учат накладывать повязки и остальным медицинским премудростям в рамках акции "А ты сможешь помочь?". В числе обученных около двух миллионов человек, но это только начало, уверяют медики.
Врачи советуют всем жителям Башкирии не забывать следить за содержимым своей автомобильной аптечки.
Пока медики, госавтоинспекторы и общественники изучают вопрос снижения смертности на дорогах, опытные водители предлагают свои варианты. Один из них - устранить коррупцию.
- Автолюбители из числа "золотой молодежи" по-прежнему покупают права и ездят на мощных машинах. Часто именно из-за них возникают аварийные ситуации. Они не боятся полицейских камер, так как по одному звонку все нарушения стираются, - уверен дальнобойщик из Уфы Сергей Береснев.
Также опытные водители предлагают ввести экзамены по правилам дорожного движения при обмене водительского удостоверения каждые десять лет. К примеру, те же дальнобойщики проходят подобные проверки раз в полгода.
Немаловажно следить и за техническим состоянием своего автомобиля, считают водители.
Но главное, уверяют находящиеся за рулем не один десяток лет или работающие водителями, не забывать о правиле трех "Д": "Дай дураку дорогу".
Что должно быть в аптечке водителя?
- Кровоостанавливающий жгут.
- Стерильные и обычные марлевые бинты.
- Перевязочный стерильный пакет, медицинские салфетки.
- Бактерицидный и обычный рулонный лейкопластыри.
- Устройство для сердечно-легочной реанимации.
- Ножницы.
- Медицинские перчатки.
Справка "РГ"
За десять месяцев 2018 года в Башкирии произошло почти 3,6 тысячи автоаварий. Их жертвами стали 448 человек, в том числе 15 детей. В предыдущем году за тот же период погибло на 23 человека меньше.
Больше всего людей погибло в Уфе - 50 человек, на территории Уфимского района - 21 человек, Мелеузовского района - 20 человек, Иглинского - 19 человек, Туймазинского - 18 человек.
1,3 миллиарда рублей - на такую сумму уплатили штрафов жители РБ за 10 месяцев 2018 года.