Никаких торжеств на корабле не было, хотя ни одно государство мира, включая США, Францию и "владычицу морей" Англию, не может похвастать таким долгожительством своих действующих судов. А "Коммуна" до сих в боевом строю.
- Я дал возможность экипажу отдохнуть после напряженных доковых работ и предъявления судна моринспекции для получения разрешения на выход в море, - пояснил капитан "Коммуны" Сергей Попов. - В столь почтенном возрасте судно получило его, и мы планируем этот выход на неделю - будем решать целый комплекс задач с автономным снарядом АС-28, предназначенным для оказания помощи аварийным подводным лодкам.
На начальном этапе на судне проверят работоспособность всех корабельных устройств и механизмов, отработают оборону спасателя на незащищенном рейде. Затем в течение нескольких дней судно наладит взаимодействие с экипажем подводного обитаемого поисково-спасательного аппарата АС-28 и расчетом необитаемого комплекса "Пантера Плюс". Для этого на глубине около 40 метров на грунте закрепят макет комингс-площадки подводной лодки. Спущенный с борта "Коммуны" АС-28 совершит стыковку и расстыковку с макетом. К учебным мероприятиям привлекут специализированные водолазные суда и суда обеспечения Черноморского флота.
Руководивший экипажем в течение 13 лет кавалер ордена Красной Звезды капитан 1-го ранга запаса Анатолий Ишинов в свое время сумел убедить командующего ЧФ (а впоследствии главкома ВМФ) адмирала флота Владимира Масорина в необходимости сохранить судно и выделить деньги на его докование. В правильности такого решения чуть позже убедился и главком, когда на борту "Коммуны" под его руководством прошло специальное учение для командующих флотов и флотилий по оказанию помощи "аварийной" подлодки, роль которой играла ПЛ "Алроса".
Тогда судно спустило на воду автономный снаряд (маленькую подводную лодку), который и обнаружил лежащую на грунте "Алросу" и, "присосавшись" к ней, вывел оттуда часть подводников. А Ишинов привел командующему ЧФ аргументы в пользу того, чтобы оставить судно в боевом строю. Решение было верным. Позже и экс-командующий ЧФ вице-адмирал Александр Витко принял аналогичное решение и распорядился отдоковать его.
- Ровно 105 лет назад спуск судна на воду, которое в ту пору называлось "Волхов", благословила третья дочь императора - Мария Романова, - говорит Ишинов. - 21 декабря 1922 года корабль получил имя "Коммуна", за сто лет он поднял со дна огромное количество затонувших объектов, включая корабли, подводные лодки, самолеты, машины, работавшие на "Дороге жизни" и утонувшие в Ладожском озере. В годы Великой Отечественной оно обеспечивало ремонт подлодок на Балтике.
О состоянии уникального катамаранного корпуса судна до сих пор ходят легенды. Много лет назад в Севастополь были отправлены иностранные разведчики с задачей доставить образцы уникального и не ржавеющего многие десятилетия металла. Удалось ли выполнить иностранным разведчикам поставленную задачу - неизвестно. Но и сегодня клепанный корпус уникального судна почти в идеальном состоянии.
Родная часть корпуса (а она сохранилась примерно на 90 процентов) имеет лишь мелкие "раковинки" глубиной от двух до четырех миллиметров. Ни один корабль в мире не может похвастать такой медленной коррозией металла. Состояние стали постоянно проверяют. Вердикт специалистов: корпус и сегодня крепок и позволяет судну выходить в море.
Примерно четверть века назад последний военный командир "Коммуны" (ранее экипаж был полностью военным) капитан 2-го ранга Леонид Балюков рассказал, что при строительстве судна использовалась особая ковкая корабельная путиловская сталь, способ изготовления которой впоследствии утратили. Листы этой стали якобы на длительное время погружали в Пинские болота, благодаря чему она обретала уникальные антикоррозийные свойства. Так это или нет, сейчас не установить, но факт остается фактом: путиловская сталь даже через век безукоризненно держит корпусные конструкции корабля. Отсюда и эффективность работы: например, с помощью современного подводного телеуправляемого аппарата можно отыскать аварийную подлодку на глубине более 60 метров за какие-то шесть минут.
- Судно-воин "Коммуна" имеет ранения, следы которого остались на его теле, когда оно в годы Великой Отечественной войны поднимало с глубины бронетехнику на Балтике, - говорит кавалер ордена Красной Звезды капитан 1-го ранга в отставке Александр Жбанов. - Членам экипажа этого уникального судна были вручены медали "За оборону Ленинграда", потому что их предшественники защищали город на Неве. А сама "Коммуна" своим долгожительством, тем, что до сих пор находится в первой линии, достойна Книги рекордов Гиннесса.
В феврале 2016 года судно приняло на вооружение спасательный глубоководный аппарат АС-28 "Приз" проекта 1855 со спасательного судна "Саяны" Тихоокеанского флота, прибывшего в Севастополь на ремонт. Сегодня экипаж аппарата возглавляет капитан 3-го ранга Владимир Матковский. В экипаже самого судна 41 человек. Раньше он был гораздо больше, поэтому сейчас на каждого члена экипажа ложится большая нагрузка. За полтора месяца доковых работ моряки выполнили большой объем судоремонта, и перед уходом в море судно заняло свое привычное место на 43-м причале в Стрелецкой бухте. Боевая биография уникального судна - прабабушки отечественного флота - продолжается.
- "Коммуна" - это конструкторский и трудовой подвиг российских корабелов, создавших шедевр отечественного судостроения, который затем приумножили моряки Черноморского флота, - считает Анатолий Ишинов. - Многие тысячи кораблей куда более молодого возраста давно отправлены на переплавку или проданы, как металлолом за границу. А "Коммуна" жива и по-прежнему в первой линии. Она ориентир, маяк качества отечественного судостроения - именно так нужно строить военные корабли: на своих заводах, из своих материалов и комплектующих, чтобы не зависеть от других стран и не заниматься потом импортозамещением. Российские корабли должны быть лучшими и такими же надежными, как "Коммуна". Недаром на ее борту после празднования 100-летия появился бронзовый знак "Морское наследие России".
Кстати
Один из самых ярких эпизодов в боевой биографии "Коммуны" - история подъема английской подводной лодки L55, входившей в состав объединенной эскадры Антанты и затонувшей в 1919 году в Финском заливе. Она пропала без вести 4 июня: на месте ее исчезновения свидетели видели огромный столб воды, летящие в воздух обломки и сильный водоворот. Полуразрушенную страшным взрывом подлодку тральщики обнаружили только в конце 1926 года на глубине 32 метра.
Недалеко от кормы лодки водолазы нашли якорь английской противолодочной мины заграждения, которая и погубила L55. Поднять ее решили с помощью судна "Коммуна" и четырех стальных полос, так называемых полотенец. Когда подлодку весом 860 тонн подняли и отбуксировали в Кронштадт, из ее отсеков извлекли останки 34 английских подводников. Восстановленная подлодка вошла в состав Морских сил Балтийского моря. Исключили ее из состава ВМФ 16 февраля 1945 года, а корпус разобрали на металл только в 1960 году. "Коммуна" же до сих пор живет и здравствует.