В российских гостиницах в будущем появятся цифровые портье

Бурное развитие роботизации приведет к тому, что в 2022 году в мире появится 58 миллионов новых роботизированных рабочих мест. В 2017 году на долю роботов и искусственного интеллекта уже пришлась четверть от общего рабочего времени во всем мире, а по прогнозам аналитиков, в 2025 году этот показатель вырастет до 52 процентов.

В 2015 году в Японии заработал отель, весь персонал в котором - роботы. Они встречают гостей за стойкой регистрации, чтобы помочь им в размещении. Вся система отеля способствует тому, чтобы сократить потребность в персонале, который там, безусловно, присутствует как минимум для контроля за безопасностью.

Каждый номер оснащен специальным оборудованием для создания комфортного микроклимата. В жаркую погоду система отводит тепло от тела, а в прохладную, наоборот, сохраняет его. А попасть в свой номер можно, пройдя процедуру распознавания лиц.

Основатели отеля считают свой проект перспективным и эффективным. В планах на будущее - создание тысячи подобных роботизированных гостиниц в разных уголках мира.

Во всем мире роботы стали активно появляться в гостиницах в последние годы. Помимо Японии, сегодня электронные помощники полноценно используются в гостиничном деле в США. Причем набор обязанностей у каждого из них свой. Есть роботы-ресепшионисты или цифровые портье, которые отвечают на вопросы посетителей, регистрируют новых постояльцев, дают ответы на типовые вопросы. Встречаются роботы-посыльные - они оставляют в номера различные мелочи, которые постояльцы заказывают у консьержа. Могут доставлять почту.

Роботы-консьержи помогают с различной информацией в отношении отеля и его окрестностей. Могут также работать с индивидуальными хранилищами, предназначенными для ценных личных вещей постояльца. Роботы-пылесосы, которые уже давно не являются новинкой для жителей России, выходят за пределы своих обязанностей и постепенно превращаются в полноценных горничных. В ресторанах заграничных отелей можно встретить роботов для использования на кухне (ассистивные системы для автоматизации тех или иных операций, например, приготовления салатов или варки лапши).

В отелях нашей страны роботов пока нет. "Российские компании еще не делали такие проекты, ну и про импортные решения я не слышала, - отметила Алиса Конюховская, вице-президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР). - Ниша еще свободна, потому что не ясна экономическая потребность в робототехнических решениях для гостиниц. Это могут быть промозадачи, но не решение задач улучшения бизнес-процессов, повышения эффективности".

Мало поставить за стойку регистрации отеля робота. Важно, чтобы его присутствие было обусловлено удобством для большинства постояльцев

Действительно, в России пока роботы появляются в сфере обслуживания исключительно для привлечения внимания посетителей. Роботы в ресторанах и магазинах могут повысить продажи и увеличить выручку, в основном благодаря так называемому wow-эффекту, а не каким-то там удобствам. Та же тенденция характерна и для роботов в отеле. Иными словами, мало поставить за стойку регистрации робота, важно, чтобы его наличие было обусловлено удобством для постояльцев.

С развитием технологий и ростом потребности в цифровых решениях все может измениться. В отельном бизнесе замена роботами барменов, хостес, администраторов непременно создаст новые должности и вакансии. Машины займутся рутинным и неинтересным трудом, а человек будет управлять ими и решать больше творческих задач.

"Недавно Alibaba представили робота-портье, который доставляет заказы в номер. И это только начало роботизации этого консервативного бизнеса", - заключил Сергей Кулешов, заместитель генерального директора "1С-Битрикс".

Кстати

Многие отели предлагают гостям всяческие нетрадиционные услуги, в том числе связанные с ИТ. Скажем, персонал отеля Bernerhof в городке Гштаад (Швейцария) продвигает особую программу - полный отдых. Утром каждый постоялец отеля получает шагомер: чем меньше будет в течение дня клиентом сделано шагов, тем более шикарный ужин он получит в качестве бонуса. Безусловно, все блюда доставят в номер, ведь лишние движения здесь не приветствуются.

Сетевые отели Standard, расположенные на побережье, ставят в своих холлах автоматы... по продаже купальников - для тех, кто в суете сборов забыл этот важный для пляжного отдыха аксессуар. Вендинги предлагают купальные костюмы именитых брендов, таких как Quiksilver, причем как для мужчин, так и для женщин. При этом купальники и плавки доступны в различных размерах и цветах. Стоят, правда, недешево - не менее 75 долларов.

А отдельные гостиницы идут по обратному пути.

Например, некоторые американские отели практикуют так называемый digital detox - отказ от электронных девайсов в обмен на скидки. Вы можете оставить свой смартфон, ноутбук или планшет дома (или сдать при заселении) и получите скидки до 15 процентов на различные услуги отеля. А гостиница Renaissance в Питтсбурге даже предлагает отдельные курсы для людей с зависимостью от техники. Этот отель пользуется особой популярностью у родителей, так как у них появляется больше времени на своих детей.