Итальянский оскароносный режиссер и драматург Бернардо Бертолуччи скончался на 78-м году жизни. Причина смерти на данный момент не оглашается. Однако, как сообщает телеканал RaiNews24, он ушел из жизни в Риме после тяжелой болезни. "РГ" попыталась связаться с пресс-службой режиссера, которая предпочла ограничиться коротким заявлением, состоящим из двух предложений: "Бернардо Бертолуччи нас покинул сегодня в 7 утра. Он находился в своем римском доме".
"Я всем обязан Пазолини", - любил повторять маэстро. Во время учебы на философском факультете римского университета Бертолуччи познакомился с итальянским режиссером Пьером Паоло Пазолини, который пригласил его в качестве своего ассистента поработать на съемках картины "Аккатоне". Эта встреча перевернула всю жизнь Бернардо Бертолуччи. С этого момента кино стало его главной всепоглощающей страстью. За свою восхитительную карьеру он снял около 50 картин, в которых выступил как режиссер, соавтор и продюсер.
Многие из его работ по праву называют киноклассикой. Мировую известность маэстро принесла его неоднозначная лента "Последнее танго в Париже" (1972 г.) - романтическая версия современной трагедии любви с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях. В США фильм вошел в десятку самых кассовых кинокартин 1973 года. Бертолуччи был выдвинут на "Оскар" как лучший режиссер, но при этом в родной Италии он получил условный тюремный срок за "богохульство" и был лишен избирательных прав на пять лет.
Пятнадцатью годами позже, в 1987-м году, после переезда в Англию режиссер снял картину "Последний император", которая удостоилась премии "Оскар" аж в девяти номинациях. После 15 лет жизни за границей режиссер снял в Италии драму "Ускользающая красота" (1995). Затем им были созданы "Осажденные" (1998) и "Мечтатели" (2003). Последней работой мастера стала драма "Ты и я", которая вышла на экраны в 2012 году. Годом позже появилась картина "Венеция 70: Перезагрузка будущего", в которой Бертолуччи исполнил главную роль.
Несмотря на то, что его работы всегда вызывали неоднозначную оценку и пламенные дискуссии среди коллег-кинематографистов и простых обывателей, он всегда был обласкан вниманием и задарен профессиональными наградами. Бертолуччи является обладателем премий "Оскар" (1987), "Золотой глобус" (1988), BAFTA (1989), Берлинского международного кинофестиваля (1970), Венецианского кинофестиваля (1997, 2007). Также в 2011 году ему вручили почетную "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля за вклад в киноискусство, а в 2013 году маэстро получил свою звезду на Аллее славы в Голливуде. И, наконец, в 2014 году на проходившем в Риме 14-м саммите лауреатов Нобелевской премии мира режиссера наградили Премией мира за вклад в области защиты прав человека.
"Бернардо Бертолуччи был последним идеалистом итальянского кинематографа, с уходом которого действительно закончилась целая эпоха. Он был настоящим революционером, которому мастерски удавалось воплотить свои идеи и свой глубокий мир, прописанный литературой и театром, в узких рамках киносюжета. В своих работах, будь то его самая сложносочиненная картина "Партер", или самая известная "Последний император", или самый масштабный его проект "Двадцатый век", или самый зрелый его фильм "Конформист", Бертолуччи всегда экспериментировал с новыми формами кинематографической поэзии. Вряд ли кто-то из ныне здравствующих способен сегодня занять его место. Боюсь, что оно останется вакантным еще очень долго", - рассказал в беседе с корреспондентом "РГ" известный итальянский киновед Дарио Дзонта.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"