Поставщики бензина в Зауралье пошли на скрытое повышение цен

Курганское пассажирское автотранспортное предприятие № 1 (ПАТП-1) с 19 ноября отменило по одному автобусному рейсу на Челябинск, Заводоуковск и Тюмень. Кроме того, перевозчик на 10 процентов повысил тарифы на проезд по всем маршрутам. Непопулярные шаги гендиректор ПАТП-1 Андрей Седнев объяснил резким ростом цен на ГСМ. Буквально за неделю дизтопливо по всем сетевым АЗС подорожало на два рубля - до 45,7 рубля. Помимо этого продавцы горючего ввели надбавки за сервисные и информационные услуги, предупредив клиентов о необходимости заключить дополнительные соглашения. Один из крупных поставщиков разослал такие "письма счастья": "В случае вашего несогласия или отсутствия подписанного соглашения будем вынуждены расторгнуть договор и заблокировать топливные (сервисные) карты с 30.11.2018 года".

В ПАТП-1 допсоглашение пока не подписали. Но и выбора у транспортников нет. Кстати, из-за удорожания ГСМ увеличилась стоимость проезда и на городских автобусах: даже самые лояльные перевозчики вынуждены были поднять цену с 22 до 24 рублей.

Постоянным ростом цен на топливо обеспокоены перевозчики не только в Зауралье. Как рассказал "РГ" глава некоммерческого партнерства "Кургандортранс" Николай Косюк, на днях в Екатеринбурге прошло заседание координационного совета объединения работодателей и профсоюзов автотранспорта УрФО, участники которого написали открытое письмо президенту РФ. По словам руководителей отраслевых союзов, во всех регионах округа темпы роста цен на горючее превысили самые пессимистичные прогнозы. И это при том, что по поручению главы государства правительство России провело переговоры с нефтепереработчиками и 12 ноября было подписано соглашение между ФАС, Минэнерго и десятью крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин на уровне майских до 31 марта 2019 года. Однако буквально через три дня все АЗС УрФО подняли стоимость литра дизтоплива на 2-3 рубля. А теперь еще и ввели надбавки за информуслуги. Получается, за сервисное обслуживание продавцы ГСМ добавляют 3,75 процента к цене, указанной официально. По мнению транспортников, это не что иное, как скрытое повышение цен на топливо. Как говорится, не мытьем, так катаньем.

- Последние пять лет цены на ГСМ растут ежегодно на 20 процентов - выше темпов инфляции, - подчеркивает Николай Косюк. - Особенно страдают от этого пассажирские предприятия, чье финансовое состояние напрямую зависит от возможности местных бюджетов покрыть убытки, нанесенные действиями монополистов.

Сами продавцы ГСМ заверяют, что условия, зафиксированные в договорах с клиентами до подписания соглашения с правительством РФ, сохраняются.

- Начиная с декабря 2017 года "Газпромнефть-Корпоративные продажи" осуществляли поэтапное изменение условий продаж по топливным картам, - сообщили в компании на запрос "РГ". - С 1 декабря 2018 года планируется введение платы за информационные сервисы. Важно отметить, что сервисный сбор за информационные услуги не является наценкой на стоимость топлива. В настоящий момент информационные сервисы предоставляются корпоративным клиентам бесплатно. Введение платы за пользование ими - распространенная рыночная практика. Мы в числе последних из крупных игроков рынка приняли решение о введении подобного сбора. При этом у клиентов сохраняется возможность приобретения топлива привычным способом за наличный расчет или с использованием топливной карты.

Официально

Как сообщили "РГ" в пресс-службе ФАС России, Курганское УФАС осуществляет ежедневный мониторинг цен, устанавливаемых наиболее крупными участниками розничного рынка, со 2 июля 2018 года. Анализ показывает, что с этой даты розничные цены на бензин и летнее дизтопливо не менялись. Зимнее подорожало с начала ноября на 4,6 процента, сейчас УФАС проводит проверку обоснованности этого роста.

Тем временем

Центр исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова провел свой анализ ситуации на топливном рынке. Эксперты отмечают: ею сегодня недовольны все стороны, однако полностью отказаться от акциза, как предлагают, например, представители Независимого топливного союза, в России невозможно, ведь это источник средств для строительства и ремонта дорог. Со следующего года разработанный правительством "демпфер" будет смягчать воздействие повышения акцизов на конечную цену, что и позволит сдержать рост цен: он ожидается около 1,7 процента в январе и не более 0,5 процента ежемесячно далее. Массового ухода с рынка независимых АЗС аналитики при этом не предрекают, хотя, возможно, для сохранения бизнеса им придется пойти на укрупнение.