29.11.2018 00:09
    Поделиться

    Какие обновления нужны экспортной стратегии России

    Экспортная стратегия страны требует корректировки - об этом говорили эксперты баркемпа "Национальная технологическая революция 20.35", недавно прошедшего в Санкт-Петербурге.

    Так, по мнению специального представителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, России нужны новые гибкие формы поддержки компаний, которые стремятся стать глобальными лидерами в своих отраслях. Но прежде всего нужна стратегия, которая определит время и рынки, приоритетные для компаний, готовых бороться за лидерство. Пока нацпроекты решают эту задачу только частично. Напомним, что один из них - "Развитие международной кооперации и экспорта" - предполагает рост объема несырьевого экспорта до 250 миллиардов долларов в год и экспорта услуг до 100 миллиардов долларов к 2024 году. Согласно документу, будет модернизирована система российских торгпредств за рубежом - "им были поставлены KPI по наращиванию экспорта и привлечению иностранных инвесторов", сообщила представитель минпромторга Оксана Ахматова. Кроме того, помимо традиционных средств поддержки будет создана сеть промышленных зон в разных странах мира. Пилотный проект уже реализуется в Египте. Однако начинать "путь из варяг в греки" компании должны на внутреннем рынке, полагает замглавы департамента координации информатизации минкомсвязи Михаил Насибулин.

    Приоритетом должно стать внутреннее развитие цифровой экономики, которое будет способствовать появлению компаний-лидеров.

    Помочь этому может использование цифровой платформы, такой как Алиэкспресс, которая, объединяя предпринимателей, по словам Пескова, "как спрут, дотягивается до любого российского региона". Конечно, при условии решения главной проблемы, суть которой - недостаток предпринимателей и идей в стране.

    Другой вопрос, что бизнес-модели небольших компаний значительно отличаются от корпораций, что затрудняет их сотрудничество. По словам Евгения Кузнецова, члена экспертного совета при правительстве РФ о развитии технологий в России, еще на уровне стартапа компания должна понимать принципы глобальной деятельности, если она думает о перспективах своего развития.

    Однако по ряду причин российские предприятия готовы к взаимодействию с иностранными корпорациями далеко не всегда. И здесь, полагает Ольга Самоварова, управляющий партнер в группе компаний SPG, важным становится выбранная коммуникационная политика, грамотный синтез стратегий опережающего и догоняющего развития.

    Есть ряд причин, по которым российские предприятия в основном "догоняют" своих западных партнеров. Это и недостаточный уровень технологического развития российских предприятий, разница корпоративных стандартов, необходимость международной сертификации продуктов, валютные и политические риски.

    Чтобы "использовать сотрудничество во благо", перестать "догонять" и начать работать на опережение, нужно четко определить те отрасли, развитие которых будет важно не только для транснациональных корпораций (ТНК), но и для внутреннего рынка. Другими словами, целью сотрудничества должно быть не ресурсное использование российской промышленной и научной базы, а создание национальной технологии, которая в будущем способна дать толчок развитию целой отрасли. Нужно четко понимать, поясняет Самоварова, что цель инновационного развития - стать первым, а не догнать лидера, даже и переняв у него передовые навыки и знания. Кроме того, уточняет Кузнецов, инновационное развитие - это не только технологии, но и бизнес-практики, которые использует та или иная компания.

    Цель инноваций - стать первым, а не догонять лидера, даже переняв у него передовые знания и навыки

    Важно, говорит Максим Гашков, представитель центра инноваций МТС, чтобы все источники внешних инноваций - стартапы, университеты и компании-партнеры - и их достижения были интегрированы во внутренние процессы компании. Даже несмотря на то, что партнерство, поясняет Виктор Васильев, директор по внешним связям "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус", зачастую вызвано давлением региональных властей на ТНК. В то же время, говорит Герман Романов, представитель российского отделения Microsoft, ТНК являются предельно открытыми по отношению к компаниям и отдельным лицам, готовыми интегрироваться в экосистему корпорации со своей идеей, чтобы реализовать ее. Для регионального бизнеса нет никакой конкурентной угрозы со стороны ТНК, уверяет эксперт.

    Какими же чертами должна обладать российская компания, чтобы заинтересовать потенциального зарубежного партнера? Прежде всего, полагает Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского университета Петра Великого, уникальной компетенцией. Хорошо, когда российские компании могут объединиться между собой, чтобы предложить западному заказчику более широкий спектр выполняемых работ. Российские компании должны хорошо ориентироваться в выбранной ими отрасли, понимать ее динамику в зависимости от особенностей регионального рынка, а также свое положение на нем. Заказчика интересуют уникальность предлагаемой технологии, а также компетенции сотрудников, которые работают над проектом, их умение соблюдать временные рамки. Необходимо уметь работать с разными деловыми культурами, подстраивать проект под особенности регионального рынка, а также конкурировать в условиях неопределенности, полагает эксперт.

    Сегодня, поясняет Боровков, наиболее конкурентной отраслью является проектирование, это общий мировой тренд. Побеждает тот, кто может спроектировать продукт с заданными характеристиками в предельно короткое время, зная, что конкуренты тут же начнут копировать ваш продукт. Ландшафт интеллектуальной собственности изменился, поэтому "нужно бежать впереди, разбрасывая за собой минные поля ноу-хау, которые нужно уметь очень быстро капитализировать", говорит Боровков.

    Таким образом, полагают эксперты, вопрос не только стратегии, но и готовности игроков. Чтобы изменить ситуацию, "можно начать с малого - небольшие российские предприятия, планирующие поставлять продукцию на экспорт, могут объединиться для работы на внешних рынках", комментирует Песков.

    "Нам надо научиться продавать на плечах гигантов, то есть входить на рынки на плечах крупных технологических корпораций. Маленьким необходимо объединяться не в проектные, а в услуговые консорциумы. Так компании объединяются не для создания продукта, а вокруг оказания услуги на международном рынке, которую они могут оказать только совместно. И только с крупными компаниями, дающими гарантию оказания услуги".

    Поделиться