04.12.2018 20:03
Поделиться

Бизнес должен стать локомотивом развития страны

Развитие экономики во многом зависит от делового климата в стране, от условий для бизнеса. Как меняется ситуация в регионах, какие проблемы беспокоят предпринимателей, "РГ" рассказал Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов.

Борис Юрьевич, какие ключевые тренды (плюсы и минусы) в развитии бизнеса в России в текущем году вы могли бы выделить?

Борис Титов: Если вкратце, то большая часть отраслей в стране сегодня впала в состояние, которое можно охарактеризовать словами "пока что держимся". Отсюда и скромные показатели роста ВВП. Важнейший для бизнеса (и, к сожалению, неутешительный тренд) - это падение потребительского спроса. Президент поставил амбициозные задачи - выход в мировую пятерку по объему экономики, темпы роста, опережающие среднемировые. Но без реально действующих инструментов этих целей не достичь. Нужна альтернативная макроэкономика, в которой бизнес является локомотивом страны, а не "дойной коровой" для чиновников. К сожалению, власти почему-то очень трудно перекинуть мостик от выявленной проблемы к ее очевидному решению.

Как развивалось взаимодействие бизнеса и власти?

Борис Титов: Как всегда, непросто. Я бы сказал, что главная проблема - отсутствие четких правил игры. Нормативная база постоянно меняется: тот же закон о торговле - не успели принять, как начали вносить в него поправки. Несмотря на реформу контрольно-надзорной деятельности, которая идет уже несколько лет, контролеры по-прежнему почти ничем не скованы в своем рвении. Один аспект - это количество проверок. Недавно объявлено о продлении моратория на плановые проверки для малого бизнеса до 2020 года. Это полезная мера, но отнюдь не достаточная. Малому (и не только) бизнесу нужна защита от проверок не плановых, и даже не внеплановых. Сейчас все больше плодятся нестандартные виды контроля - мониторинги, внезапные проверки, административные расследования, которые в Единый реестр проверок не попадают. Решить проблему можно другим способом. Ограничивать не виды контроля - пусть расследуют, сколько хотят. Но наказывать проверяемых, то есть возбуждать административные и уголовные дела, разрешить только по итогам проверок, которые проводятся по согласованию с прокуратурой.

Несмотря на реформу контрольно-надзорной деятельности, контролеры по-прежнему почти ничем не скованы в своем рвении

Что мешает предпринимателям эффективно работать?

Борис Титов: Качество контрольных мероприятий. По-прежнему слишком много обязательных требований, многие из которых необоснованны, или дублируют друг друга, или давно устарели. Контрольные ведомства сейчас разработали для себя чек-листы, в которых написано, что именно проверяется у бизнеса. Но туда просто перекочевали все требования, которые существовали до того, без приоритетов. Например, в чек-листах по промышленной безопасности насчитывается 20 тысяч обязательных требований. Мы предложили принципиально иной подход к проверкам, при котором точками отсчета должны быть не компетенции различных органов власти, а сами объекты проверки. Условно говоря, ты открываешь ресторан, так знай - к тебе придут представители таких-то ведомств, обратят внимание на то-то и то-то, потребуют того-то и того-то. При составлении такого путеводителя вылезают на поверхность все избыточные, пересекающиеся, устаревшие требования. Без решения этой проблемы реформа КНД буксует и вязнет.

Чаще или реже нарушаются права предпринимателей?

Борис Титов: Поток обращений к бизнес-омбудсменам (как на федеральном, так и на региональном уровне) стабилизировался: в этом году их число примерно такое же, как и в прошлом, на уровне десяти тысяч. Стало больше обращений по уголовным вопросам и меньше - по административным., обращения по которым по-прежнему составляют около 90 процентов. На федеральном уровне соотношение жалоб другое - примерно один к трем. Бизнес-климат в регионах, мы видим, улучшается. Это связано не только с работой уполномоченных, но и с практикой введения "единого окна", появлением МФЦ для бизнеса, введением KPI для руководства регионов по состоянию инвестиционного климата. Однако в некоторых сферах дела обстоят все равно тяжело. Это размещение нестационарных торговых объектов, предоставление земельных участков, имущественная поддержка МСП, проверки (в том числе налоговые), доначисление налогов, задолженность по оплате государственных и муниципальных контрактов. Крайне сложная ситуация с блокировкой счетов по "антиотмывочному" закону - огромное количество обращений. Совместно с налоговыми органами мы решили вопросы адаптации к онлайн-кассам, доначисления страховых взносов. Вместе с прокуратурой улучшаем ситуацию с проверками и кардинально изменили ситуацию с оплатой по госзаказу. С прошлого года эффективно работает наш центр мониторинга тарифообразования.