За последние 8 лет число частных медицинских организаций выросло примерно в восемь раз, а их совокупная выручка - почти в три раза. Важно, что этот рост сопровождается уменьшением "серого" рынка медицинских услуг. Почти в два раза выросло в секторе и количество рабочих мест.
Это говорит о том, что меры стимулирования, которые приняло государство для развития частного сектора, - льготы по налогу на прибыль для медицинских организаций, льготная ставка социальных взносов для организаций, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, - работают.
Прежде к частной медицине предъявлялись претензии, что она "снимает пенки", то есть оказывает медицинскую помощь по менее ресурсоемким специальностям, для которых не нужно дорогостоящее и сложное оборудование, не нужна стационарная помощь. Но сейчас уже есть частные клиники, которые оказывают до 90 процентов всей возможной помощи, включая хирургическую, ортопедическую, кардиологическую и др. Это происходит за счет того, что частники начали активно работать в системе обязательного медицинского страхования. Их участие в выполнении программ ОМС выросло за 5 лет втрое, что дает им возможность развиваться, а с другой стороны, предоставляет выбор гражданам. При этом, например, московские клиники оказывают помощь не только жителям столицы, но и Московской, Тульской, Калужской и других ближних областей. За последние годы многие частные клиники либо открыли, либо открывают круглосуточные стационары, причем оказывают не только плановую, но и экстренную помощь.
Медицинские организации выполнили указ президента о росте заработной платы медиков - по данным Росстата, за этот год средняя зарплата выросла на 30 процентов: например, в Москве зарплата врачей-терапевтов начинается от 100-120 тысяч рублей, заработок медсестры составляет около 68 тысяч. Частным клиникам повышение далось сложнее, чем муниципальным и государственным: государство дотировало этот рост, а частники вынуждены были поднять зарплаты на тот же уровень или даже больше исключительно за счет более интенсивной работы. Но не могли этого не сделать, поскольку конкуренция за врачей и средний персонал идет довольно жесткая.
У частных организаций есть и другие преимущества: мы можем предоставить более гибкий график работы, обучение и повышение квалификации, хорошее оснащение рабочих мест, ценностный подход к работе и другие нематериальные формы мотивации персонала. Очень важно то, что у пациентов сформировался запрос на другой уровень сервиса, в частности, на онлайн-сервисы: получать свою медицинскую информацию со смартфонов, постоянно быть на связи со своим врачом и т.д. Государство много делает в этом направлении, и частникам приходится не отставать, поэтому сегодня многие частные центры уже активно используют цифровые технологии.
К сожалению, в отдельных регионах пока еще сохранилось ревнивое отношение государственных и муниципальных медицинских организаций к тому, что "частник" включается в выполнение госзадания по программам ОМС. И при распределении этой нагрузки комиссии неохотно отдают в частные медорганизации часть работы. Но есть регионы, где руководители здравоохранения понимают, что мы, напротив, берем на себя часть пациентов, тем самым позволяя муниципальным поликлиникам и стационарам не перегружать свой персонал, уделить больше внимания качеству работы. Хотя пока еще нет четкого понимания и целевых показателей того, какова должна быть согласованная доля участия негосударственного сектора в выполнении программ госгарантий оказания медицинской помощи по ОМС, чтобы вся система работала максимально эффективно. Например, в указах президента и в законах определены нормы закупок по госзаказу у малого бизнеса - сейчас они составляют 15-20 процентов, но идут обсуждения того, что малому бизнесу надо отдать и 25 процентов. Мне кажется, что и по здравоохранению в регионах с развитой сетью частных клиник можно подумать об установлении целевого показателя участия малого бизнеса в выполнении программ ОМС.
Конечно, тарифы ОМС невелики, и частным клиникам, где принят более высокий стандарт сервиса, этих средств не хватает.
Но о том, что тарифы надо повышать, говорят и государственные медицинские организации. У частника, опять же, есть возможность гибко комбинировать обязательное и добровольное медицинское страхование. Но речь не идет о том, чтобы просто "раскрутить" пациента на какие-то дополнительные исследования или услуги - это тактика абсолютно тупиковая, она приведет только к жалобе со стороны пациента и к штрафу от страховой компании, да еще к потере репутации, которая для частной клиники особенно важна. Поэтому для нас главный приоритет - качество медицинской помощи. Конечно, есть и у нас жалобы недовольных пациентов, и даже судебные иски. Более того, мы сталкиваемся с тем, что суммы, которые предъявляют к удовлетворению пациенты, становятся все больше. К сожалению, это уже иной раз превращается в бизнес: пациент приходит к адвокату, а тот четко объясняет, какую сумму с этой ситуации можно получить. Хорошо, что пока суды довольно разумно подходят к этим искам, охлаждая пыл юристов. Но еще очень важно активнее использовать созданные центры медиации - досудебное урегулирование конфликтной ситуации.
Очень важно, что частная медицина заинтересована в быстром освоении новых технологий, которые повышают качество медицинской помощи. Недавно мы были на крупной медицинской выставке в Дюссельдорфе - там были и наши экспоненты, и очень много русских посетителей из частных медцентров. Президент Владимир Путин поставил задачу к 2024 году в четыре раз увеличить экспорт медицинских услуг. Думаю, что частный сектор может и должен внести свой вклад в выполнение этой задачи. Тут есть два момента. Первый - частная клиника может гораздо быстрее закупить и освоить любую новую технологию. Причем более оптимальную и по более выгодной цене, так как она более свободна в выборе, и врачу нередко здесь работать удобнее, так как есть оборудование, которое реально необходимо, а не то, которое есть.
У частных клиник больше возможностей обучать своих врачей - практически нон-стоп. Стараемся оплачивать персоналу и обязательное образование, которое положено по закону, и дополнительное. Более того, мы выступаем за пожизненный найм, понимая, что человек, который подходит нам по своей квалификации и мотивирован, - это очень большая ценность. Но в условиях, когда государство значительно поднимает зарплаты, резко меняет правила игры, удерживать кадры сложно. Тем не менее частный сектор не просто выживает, а развивается.