Здесь нет привычной сцены - актеры существуют в пространстве старинного купеческого особняка, а зрители сами решают, какую сюжетную линию романа им отслеживать. При этом надо быть готовым, что Анна Каренина усядется к вам на колени, а Вронский возьмет за руку и увлечет за собой.
Необычный проект был создан фондом поддержки современного искусства "Живой город". Как пояснила его соучредитель Инна Яркова, в плане театрального искусства Казань достаточно академична и патриархальна. Фонд давно уже проводит здесь различные арт-фестивали, ставит нестандартные спектакли. Но на большой эксперимент, да к тому же по русской классике, решился впервые. Поддержали затею в Минкультуры РТ и мэрии Казани. Да и трудно было бы без них "заселить" персонажей романа в двухэтажный особняк купца Демидова в центре города.
К слову, место выбрали очень символичное - много лет в здании располагался центральный ЗАГС. Уже при входе становится ясно, что тебя ожидает нечто большее, чем спектакль. Вместе с программкой каждому вручают мешочек с тремя металлическими рублями - особенными, "каренинскими". На одной стороне монеты выгравирован силуэт Анны Карениной, на другой - ее автограф. Здесь в ходу собственная валюта. Большая часть гостей тратит подаренные деньги тут же в баре. Ну как не попробовать коктейли "Каренина" или "Вронский"? А если вам еще понадобились "каренинки", то их можно купить в специальной кассе.
Потратить деньги будет на что. Здесь есть трактир, книжная лавка и торговый дом. Особняк Демидова как бы вмещает в себя мир романа. А чтобы стать его обитателем, ты должен надеть маску и выполнять правила. Они просты: нельзя разговаривать, снимать маску и прикасаться к актерам. Зато трогать предметы (в особняке полно диковин и антикварных вещиц) можно. Главное - возвращать их на место.
Действие начинается на вокзале - самой большой локации здания. Именно сюда на бутафорском паровозе прибывают Левин (Искандер Нуризянов), Анна Каренина (Юлия Маленкина), Вронский (Ришат Ахмадуллин). Завязываются короткие диалоги, и все разбегаются по своим делам. До зрителей им вроде как нет и дела. Они не столько играют на публику, сколько проживают свои истории. Если тебе интересна одна из них, то надо следовать за персонажами, а порой и отыскивать их в огромном доме. Сюжетные линии в спектакле развиваются параллельно, и каждый раз решаешь по ситуации, за кем наблюдать. Притомился - отдохни в атмосферной привокзальной таверне. А можно и просто бродить по особняку, изучать комнаты, любоваться старинной мебелью. Эта свобода выбора позволяет зрителю почувствовать, что он тоже живет внутри романа, а не является отстраненным и статичным наблюдателем.
Ощущение поначалу возникает странное, к нему надо привыкать. Вот Каренины принимают к себе на ужин Лидию Ивановну. За накрытым столом вместе с ними сидишь и ты собственной персоной. Слушаешь диалоги, разглядываешь посуду, графинчик с вином и еду, она, к слову, настоящая и очень аппетитная. Ничто не мешает тебе встать посреди сцены и пройти в детскую к Сереженьке. Он как раз там надевает пижаму и ждет маму, чтобы та почитала сказку перед сном. И здесь становится ясно, для чего нужна маска. Она обезличивает зрителя, превращает в "невидимку", снимая чувство неловкости. И актеры не испытывают дискомфорта от такого вторжения в личное пространство. Кажется, они вообще не замечают тебя, но в любой момент могут в буквальном смысле втянуть в действо. Так, Вронский при мне взял за руку и повел куда-то за собой растерявшуюся от неожиданности девушку. А Анна Каренина во время очень эмоциональной сцены уселась на колени зрительнице, не прерывая монолога. А я так и вовсе, случайно столкнувшись на лестнице с княгиней Бетси Тверской, получил от нее любовное письмо.
Конечно, за кажущейся легкостью игры стоит большой труд. Ведь практически все актеры, задействованные в спектакле, служат в академических театрах Казани и к таким экстремальным условиям не привыкли. К проекту их долго готовили психологически, проводили тренинги. По словам режиссера Дианы Сафаровой, происходит полное погружение артиста в образ и сценическое пространство.
Юлия Маленкина, исполнительница роли Карениной:
- Играть тяжело, безусловно. Здесь не уйдешь за кулисы, чтобы передохнуть и глотнуть воды. Но мы работаем через сопротивление, в этой ситуации у нас, актеров, возникает некий азарт.
А когда зритель включается в эту игру и улавливает ее правила, мы начинаем получать удовольствие. Это потрясающий эксперимент для нас.