06.12.2018 10:16
    Поделиться

    В Екатеринбурге заменят прослужившие 30 лет чешские трамваи

    С декабря по улицам Екатеринбурга начали курсировать новые, созданные на Урале трамваи. Серые низкопольные вагоны с большими окнами притягивают взгляд: таких "приземленных" новинок горожане еще не видели.

    Как утверждают эксперты, в регионе началась глобальная модернизация рельсового общественного транспорта. Прежде всего за ближайшие три года планируется обновить почти половину трамвайного парка. Перемены коснутся не только наземных рельсовых маршрутов, но и метро: будет запущена инвестиционная программа модернизации подвижного состава метрополитена до 2020 года, планируется обновить 52 вагона.

    - Для динамично развивающегося Екатеринбурга это стратегически важно. Причем необходимо подходить к решению вопроса комплексно, - уверен губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. - Необходимо заменить устаревшие трамваи современными моделями, в которых учтены потребности и маломобильных граждан. Для районов массовой застройки требуется новая ветка метро, а для улучшения сообщения с Верхней Пышмой - строительство скоростной трамвайной линии с соответствующей инфраструктурой. В перспективе мы должны обеспечить возможность скоростного сообщения между областным центром и другими городами-спутниками.

    Отметим, автобусный парк столицы Среднего Урала почти на 70 процентов был обновлен совсем недавно - к играм ЧМ-2018 по футболу: благодаря софинансированию из областного и федерального бюджетов муниципалитет закупил 170 современных машин. Вместо разношерстных чадящих автобусов-ветеранов сейчас по улицам города ездят зеленые близнецы, работающие на газе.

    А вот последняя масштабная модернизация трамвайного парка была еще в советские времена - в конце 1980-х, когда на Урал из Чехии прибыли новенькие вагоны. В самой Праге такие трамваи давно уже раритет, а у нас наследие социалистической Чехословакии до сих пор составляет около 80 процентов парка (325 машин из 459, работающих сегодня на линии). Средний возраст вагонов превышает 30 лет при десятилетнем нормативном сроке службы.

    Ряды желто-красных "чехов" в последние годы пытались разбавить продукцией уральских машиностроителей. Но темпы замены явно недостаточны, к тому же производители пока так и не предложили столь же надежный, как чешский, но более комфортабельный и современный трамвай. В 2014 году на Иннопроме представили разработанную на "Уралтрансмаше" модель R1, наделавшую шума благодаря инновационному дизайну и новому подходу к комфорту пассажиров. Ее окрестили "айфоном на колесах", космическим трамваем. Идея была прорывной. Но концепт нового трамвая не нашел своего покупателя и не вышел в серию: модель оказалась слишком дорогой (до 50 миллионов рублей) и сложной в производстве. Год назад предприятие официально отказалось от выпуска эпатажного R1 и заявило о разработке новых моделей, более "приземленных".

    Среди плюсов проекта - новые рабочие места для жителей региона и налоги, поступающие в местный бюджет. И все же на выбор поставщика повлиял не только патриотизм, но и финансовый расчет.

    На Иннопроме-2018 уральские транспортники представили сразу две перспективные новинки. Во-первых, модернизированный чешский трамвай - на старые вагонные тележки установлен оборудованный по современным требованиям кузов. Во-вторых, полностью инновационную - от колес до сидений - модель низкопольного вагона. Обе получили высокие оценки за оснащение и комфорт, а также за демократичную стоимость базового варианта - 24 миллиона рублей. Уже тогда губернатор Евгений Куйвашев и руководство Екатеринбурга заявили о готовности поддержать проект модернизации гортранспорта.

    Аукцион на поставку новых трамваев прошел в ноябре. Согласно документам, опубликованным на сайте госзакупок, в приобретение новых вагонов мэрия планировала вложить 76,9 миллиона рублей. Выиграла компания, являющаяся официальным дилером "Уралтрансмаша", и к декабрю четыре инновационных низкопольных вагона уже встали на рельсы.

    Понятно, что среди плюсов проекта - новые рабочие места для жителей региона и налоги, поступающие в местный же бюджет. Но, как утверждают городские власти, на выбор повлиял не только патриотизм, но и финансовый расчет.

    - Наш трамвай на миллион рублей дешевле моделей производителей из других регионов и значительно дешевле зарубежных аналогов. При этом не уступает им по основным техническим параметрам, - говорит глава Екатеринбурга Александр Высокинский. - Важно также, что 80 процентов комплектующих производится здесь. Кроме того, город может активно взаимодействовать с машиностроителями в плане дальнейшей доработки моделей.

    В будущем году муниципалитет планирует масштабное обновление трамвайного парка. В областном бюджете на эти цели заложено около миллиарда рублей. И в дальнейшем темп снижать не собираются. Но, чтобы вести настолько масштабную модернизацию, необходимо искать новые подходы к финансированию, уверены региональные власти.

    - Естественно, мы должны включить на полную мощность механизм государственно-частного партнерства, - предлагает губернатор Евгений Куйвашев.

    Наиболее перспективным считается вариант передачи городского электротранспорта в концессию. Так, в июле нынешнего года на Иннопроме было заключено соглашение с группой "Синара" о развитии транспортной инфраструктуры Екатеринбурга и обновлении подвижного состава трамвайно-троллейбусного парка. Его детали пока не обнародованы. "Это начало большой истории создания новых образцов трамваев и троллейбусов, повышения их экологичности и оптимизации дорожной инфраструктуры", - коротко пояснил глава "Синары" Михаил Ходоровский.

    Поделиться