Новости

13.12.2018 06:22
Рубрика: В мире

Озеленить, осветить, построить...

Мэр Бишкека назвал приоритеты в работе городских властей
Азиз Суракматов: Я за то, чтобы в городе все строилось в соответствии с генеральным планом, а застройщикам предъявлялись жесткие требования. Фото: Максим Шубович Азиз Суракматов: Я за то, чтобы в городе все строилось в соответствии с генеральным планом, а застройщикам предъявлялись жесткие требования. Фото: Максим Шубович
Азиз Суракматов: Я за то, чтобы в городе все строилось в соответствии с генеральным планом, а застройщикам предъявлялись жесткие требования. Фото: Максим Шубович
Азиз Суракматов был избран на должность мэра столицы Киргизии в августе 2018-го. В декабре исполнилось 100 дней с того момента, как он возглавил муниципалитет. Что за это время уже было и что еще будет сделано для Бишкека и его жителей, градоначальник рассказал корреспонденту "РГ".

О расщеплении доходов

Для того чтобы строить дороги, школы, детские сады, благоустраивать город, нужны деньги. Бюджет Бишкека сегодня составляет 8,5 миллиарда сомов, из которых на развитие столицы тратится менее 10 процентов. Большая часть средств уходит на "социалку" - образование, жилищно-коммунальное хозяйство, содержание соцобъектов. Чтобы воплощать программы развития города в жизнь, необходимо около 30 миллиардов сомов. За год мы зарабатываем примерно 60 миллиардов. Но в городскую казну из этой суммы попадает чуть больше 10 процентов. Остальное забирает республика. Эту схему расщепления доходов необходимо пересмотреть в пользу местного бюджета.Нам же приходится искать гранты, кредиты. На мой взгляд, это неправильно. Решать проблемы в городе нужно на заработанные своими силами средства.

О приоритетах

На первом месте в списке приоритетов - озеленение и создание зон отдыха для горожан. В следующем году в Бишкеке мы запланировали посадить более 10 тысяч деревьев и кустарников. Хотелось, конечно, большего, но нужно отталкиваться от реальных возможностей. В настоящее время архитекторы прорабатывают устройство зеленых зон в южной части города. Уже готова пешеходно-велосипедная дорожка от улицы Байтик Баатыра до улицы Садырбаева по Южной магистрали. В планах ее продление до Чортекова, а в восточном направлении - до улицы Седьмого апреля.

На пересечении улиц Анкара и Виноградная для отдыха горожан, проживающих в жилмассивах "Алтын-Ордо" и "Кара-Жыгач", планируется реконструкция крупного сквера, площадь которого составляет около двух гектаров. Работы начнутся весной следующего года. Всего в 2019-м намерены создать и реконструировать в городе 11 зеленых зон.

На втором месте - освещение столичных улиц. На третьем - строительство новых и ремонт существующих социальных объектов. В следующем году мы намерены построить два детских сада на 140 мест каждый в микрорайонах "Джал", "Тунгуч" и две общеобразовательные школы на 660 учебных мест в жилых массивах "Ак-Босого" и "Алтын-Ордо". В планах и завершение строительства школы в жилом массиве "Мурас-Ордо" на 550 учащихся.

И, конечно, будем заниматься реконструкцией столичных дорог. В 2019-м планируем капитально отремонтировать 50 - 60 улиц.

О вырубке деревьев

Деревья будут вырубать, если они очень старые, "аварийные", представляют опасность для людей, а также если этого требует расширение дорог. Надо быть честными - придется и дальше, увы, использовать непопулярный у горожан способ, но альтернативы нет. Тем не менее отмечу, что взамен одного срубленного дерева будут сажать два-три новых саженца.

О жилмассивах

Я часто встречаюсь с жителями новостроек. У них много проблем - нет воды, электричества, дороги отсутствуют. На решение этих задач требуются деньги. Мэрия, конечно, в этом деле в стороне не остается. Всего на окраинах Бишкека насчитывается 47 жилмассивов, требующих обустройства, в которых проживает около 300 тысяч человек. В них нужно построить 15 школ, чтобы дети обучались на местах, а не ехали в центр города каждое утро и из центра - каждый вечер.

О захваченной земле

В целом по городу 6,5 тысячи неоформленных земельных участков, на которых стоят жилые дома. Из них три тысячи можно легализовать, а остальные - нет. В случае с последними речь идет об участках, на которых предполагалось возводить школы, детские сады и другие социальные объекты, либо расположенных в охранных и санитарных зонах. Такие участки не могут быть узаконены. Это большая проблема, одномоментного решения которой нет.

О скандальных стройках

Разрешение на строительство "многоэтажки" в седьмом микрорайоне, вокруг которого столько шума, выдали до того, как я стал мэром. Работы начались тоже до меня. Я встречался и с застройщиками, и с жителями дома, расположенного рядом. Первые говорят: мы купили участок, оформили документы, хотим строить. Жители - против. На мой взгляд, место для строительства действительно вызывает много вопросов. Лично я за то, чтобы в городе все строилось в соответствии с генеральным планом.

Застройщикам впредь будут предъявлять жесткие требования. Я на продажу земельных участков в столице планирую ввести мораторий. Возобновим оформление придомовых земельных участков, чтобы их не захватывали чужаки.

Проблем в этой сфере очень много. Их нужно решать. При этом мне приходится сталкиваться, с одной стороны, с противодействием застройщиков, с другой - с возмущением жителей домов. Найти всех устраивающее решение очень сложно. Но строительство в городе должно продолжаться. Иначе как будут развиваться инфраструктура и рынок недвижимости?

О "Безопасном городе"

В рамках проекта "Безопасный город" после 12 февраля 2019 года на семи столичных перекрестках начнут работать аппаратно-программные комплексы российской компании. Затем в течение двух месяцев их количество увеличится до 38. Бишкек будет получать 30 процентов от суммы штрафов, взимаемых с водителей-нарушителей ПДД. Это хороший доход.

О замене маршруток

Для полной замены "маршруток" в городе современным общественным транспортом необходимо 400 автобусов большой вместимости и 600-700 - средней. Сегодня ежедневно на десять городских маршрутов выходит на линию 90 автобусов среднего класса 2008 года выпуска, работающих на дизельном топливе, и 10 - большого класса, работающих на природном газе. Кроме того, в рамках государственно-частного партнерства на маршрут N35 выезжают 16 автобусов среднего класса, также работающих на метане. Как показывает практика, использование метана дает экономию трат на топливо до 30 процентов и существенно сокращает выбросы выхлопных газов.

Мы планируем приобрести до 60 новых "газовых" автобусов за счет городского бюджета на сумму 382 миллиона сомов. Они должны поступить в марте 2019-го. В перспективе к 2020 году намерены приобрести еще 350 новых автобусов, использующих метан, на кредитные и грантовые средства. Так мы сможем создать альтернативу "маршруткам" и вытеснить их из центра города.

Кстати

Мэрия Бишкека ищет финансовых доноров для приобретения 40-50 троллейбусов-гибридов с автономным ходом на 15 километров без использования контактного провода. Как сообщили в муниципалитете, в столицу в рамках проекта Европейского банка реконструкции и развития уже поставили 131 троллейбус. Благодаря этому удалось увеличить долю пассажиров, перевозимых муниципальным предприятием "Бишкекское троллейбусное управление", на три процента. В настоящий момент троллейбусный парк составляет 150 единиц. Действующие же в Бишкеке сети рассчитаны на работу 180 троллейбусов.

В мире экс-СССР Киргизия