Прежде всего отмечается, что существуют четыре вида бесплатной медицинской помощи.
Первый - медико-санитарная помощь. Это та, которая оказывается, например, фельдшерами в условиях стационара или участковыми терапевтами.
Второй вид - специализированная медицинская помощь (оказывается в условиях стационара).
Третий вид - высокотехнологичная. Это помощь с применением сложных и уникальных методик и технологий.
Четвертый вид - скорая медицинская помощь. Оказывается во всех экстренных случаях.
Не нужно платить за лекарства, которые назначают врачи в больницах, а также при прохождении лечения в дневных стационарах. Не подлежат оплате медицинские изделия, компоненты крови, лечебное питание, в том числе специализированные продукты, назначаемые по медицинским показаниям.
Одноместные или маломестные палаты предоставляются не за дополнительную плату. Размещение в них также входит в программу бесплатного обязательного медицинского страхования. Если в госпитализации нуждается ребёнок до четырёх лет, то спальное место в палате и питание в стационаре бесплатно предоставляется и одному из его родителей или законных представителей.
Бесплатно перевозятся и больные, находящиеся на лечении в стационаре, в другие клиники или центры, если требуется дополнительное обследование или диагностика.
Бесплатно в России производятся:
- медицинская реабилитация;
- экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО);
- различные виды диализа;
- химиотерапия при злокачественных заболеваниях;
- профилактические медицинские осмотры, в том числе детей;
- диспансеризация и другие виды помощи.
По желанию пациента государственные медицинские организации могут оказывать платные услуги.
Например, если человек хочет лечиться анонимно. Но только если это не связано с нарушением закона. За плату оказывается в России помощь и гражданам иностранных государств, а также лицам, не имеющим полиса обязательного медицинского страхования (за исключением экстренной помощи).
Если пациент не доволен качеством медицинской помощи, то первым делом он должен обратиться с претензией к завотделением стационара или руководителю медицинской организации. Также стоит сообщить о факте нарушения в свою страховую компанию (ту, которая выдала страховой полис).
Более подробно о правах пациентов можно узнать по ссылке.