Ранее Минфин подготовил законопроект о разрешении онлайн-продаж алкоголя, однако он так и не был внесен в Госдуму, и эти интернет-торговля спиртным остается нелегальной.
Короли теневого рынка алкоголя штампуют многочисленные "зеркала" основного алкомагазина, увеличивая приток покупателей, и оперативно "переезжают" с одного домена на другой в случае блокировки. В этом году эксперты Group-IB Brand Protection обнаружили более 4 тысяч сайтов по продаже алкоголя и еще 3 тысяч связанных с ними ресурсов. Самая большая группа насчитывала 86 связанных доменов.
Кроме того, широко используются схемы продажи сувениров - брелоков, магнитов, табачных аксессуаров, в "подарок" к которым привозят спиртное, говорит руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Андрей Бусаргин. В ходу и более сложные схемы - ресурсы закрытого типа с использованием QR-кодов для перехода на скрытые сайты, не индексирующиеся поисковыми системами и, следовательно, недоступные для автоматической блокировки".
На теневом рынке представлены как перекупщики алкоголя из торговых сетей, так и торговцы контрафактным алкоголем. Злоумышленники создают довольно грубые подделки, иногда даже отдаленно не напоминающие оригинал по внешнему виду, не говоря уже о качестве самого алкоголя.
Эксперты Group-IB Brand Protection обнаружили десятки сайтов, на которых продаются элементы "алкогольного конструктора". Затраты на выпуск одной пол-литровой бутылки "виски" вместе со спиртом и эссенцией составляют 74 рубля.
На Aliexpress можно приобрести все компоненты автоматизированной линии по розливу водки, виски, вина или пива. Стоимость такого мини-завода начинается от полумиллиона рублей. "Мы пришли к неутешительным выводам: покупка самой линии розлива и даже производства - не сложнее заказа книги или смартфона", - замечает Бусаргин.