27.12.2018 15:14
Поделиться

Героем картин кубанского художника стал символ 2019 года

Практически за каждой картиной известного краснодарского живописца Сергея Воржева стоит колоритная история из станичной жизни. Накануне Нового года корреспондент "РГ" решил узнать, как рождались эти необычные холсты.

Воржев родился в 1950 году в простой казачьей семье в станице Варениковской Крымского района. Родители мечтали, что сын станет хлеборобом, рыбаком или военным. Когда же вдруг проявился его художественный талант, мальчику строжайше запретили рисовать: вокруг столько работы по хозяйству. И для занятий живописью парнишке приходилось прятаться в сарае. В общем, до 18 лет Сергей прожил в станице, и потом многие земляки стали героями картин художника. И не только, кстати, люди.

- Рядом с нашим домом на проселочной улице находилась огромная лужа - метра три в ширину и 15 в длину, еще и такой глубины, что ребенку можно было уйти с головой, - рассказывает Воржев. - В этой луже купались все вместе: дети, гуси, утки и поросята... Причем засыпать лужу ни у кого из станичников не получалось. Правда, через какое-то время она начинала мелеть. Однако дети из близлежащих домов знали, как вызвать дождь. Они собирались вокруг лужи, брались за руки и много раз повторяли свое волшебное заклинание: "Дождик-дождик, припусти, на дедовы капусты, на бабыны дыни - чтоб их зъилы свиньи..." Действительно, буквально на следующий день начинался дождь, и лужа наполнялась водой. Причем заклинание срабатывало всегда! Этот маленький эпизод не только показывает во всей красе сельскую жизнь, но и демонстрирует магическую силу веры в свои желания и значение домашних животных для людей. Ведь без присказки "чтоб зъилы свиньи" ничего не работало!

Тех, кто свиней не держал, станичники считали выжившими из ума или неудачниками

А хрюшек в станице держали в каждом дворе. У них был свой сарай, который назывался "саж" - его строили по специальной технологии, чтобы было удобно ухаживать за обитателями. Свинья являлась одновременно и главной денежной единицей, и мерой достатка, и лучшим другом, и кормилицей семьи. Чем больше у казака имелось свиней, тем богаче он был. А тех, кто свиней не держал, считали выжившими из ума или неудачниками.

- Дорогим друзьям и родственникам на особо значимые праздники дарили поросят, - вспоминает свое детство Сергей Воржев. - И это был ценный подарок! Свинка у казаков всегда считалась символом крестьянского изобилия.

Именно в таком статусе забавные и добрые хрюши выступают в картинах художника. Вот идет компания казаков, распевая песни. Они направляются в гости (или из гостей - это не важно). Один несет большую бутыль самогона, а другой - удивленного милого поросенка. И он так душевно близок казакам, что кажется, даже поет вместе с ними.

На следующем полотне станичники летят на Марапацуце - удивительном летательном аппарате, созданном в рассказах станичников и состоящем из огромного кувшина, древней гривны, позволявшей левитировать, и хозяйственных построек хутора, среди которых - неизменный саж с поросятами.

- Это удивительно, но рыбаки и станичники, среди которых я вырос, очень любили пофилософствовать на тему космоса и космологии, - продолжает Воржев. - Это было, конечно, на примитивном уровне, но ярко передавало колорит и особенности мышления людей, их предания и сказания, сохраненные в неизменном виде через целые поколения. Одно из них - Марапацуца. Это летательный аппарат, в котором мог поместиться целый хутор. И в него верили искренне, как в реальность. На берегу одной из речушек под Варениковской был небольшой домик рядом с двумя тополями-белолистками, а в нем стоял огромный дубовый стол длиной метров 10. В конце дня за ним собирались все рыбаки округи и обсуждали свои дела, а потом напивались и начинали брехать о том, кто что видел. В том числе о звездах и полетах. Марапацуца присутствовала неизменно. А рожи у собравшихся за столом были удивительные - продырявленные жизнью, со шрамами и отметинами. У одного глаза как у кота, у другого - как у собаки, у третьего - как у тигра. Я их всех вспоминаю и с них пишу.

Эти удивительные, колоритные персонажи так и перешли из сельских будней и праздников на картины Воржева, поражая посетителей художественных выставок. Именно эта станичная жизнь подарила такие картины, как "Тамань", "Новолуние", "Казаки над хутором", "Под старой мельницей" и многие другие. Но если лица героев разные, иногда мрачноватые, косоватые, то мордочки свиней приносят свое настроение, уравновешивая обстановку - они всегда радостные, сытые, немного удивленные окружающему миру и беззаботные. Судьбы человека и его домашних животных переплетаются в одну весьма затейливую историю, которая тянется долго, словно песня во время станичного застолья. При этом во вселенной картин Сергея Воржева именно свинки сыграли огромную роль в расселении людей по миру, помогая им выживать и наполняя дом радостью.

Эти незабываемые истории сохранились в памяти многих станичников, которая в картинах кубанского художника, как в волшебном калейдоскопе, складывается в удивительные полотна казачьего быта.

Экзотические новогодние рецепты от Сергея Воржева

Блюдо "Жучок"

Для приготовления берется свежий лещ (лучше рыбец), засаливается на сутки, потом час его промывают. Нечищеный, с потрохами и чешуей, он отправляется на сковородку и в масле жарится до цвета майского жука. Самое вкусное - это шкурка и пузико.

Щучья икра с луком

Икра щуки протирается через мелкую сетку, чтобы стать рассыпчатой. В нее высыпается мелко-мелко нарезанный лучок, добавляется по вкусу немного соли и уксуса и совсем чуть-чуть жареного масла. Все это тщательно перемешивается и ставится в холодильник на полчаса. После этого блюдо готово. Любой, кто его попробует, будет вечным рабом и почитателем этого изысканного лакомства.