Летчик Иван Жуков вновь побывал в Беларуси, где 38 лет назад совершил подвиг
20-летними лейтенантами они встретились в Кобрине, а спустя несколько лет вместе с полком перевелись в Щучин. Сейчас Иван Жуков живет в Подмосковье, его друг, Леонид Карпов, - в Гродно.
- Город я не узнал, - делится летчик. - Единственный домик остался прежним при выезде на автостраду. Еще с маленьким сыном мы там с коляской прогуливались. Помню, так заговорились с женой, что ботиночек потеряли. Рядом лес был - мы там белые грибы собирали. Где сейчас райисполком и городской парк, раньше были старые двухэтажные домики. Их сейчас нет. Вообще от Щучина, каким я его знал, осталось только озеро, где мы с ребятами плавали и кувыркались на надувных камерах, а еще - православная церковь и костел.
Слово за слово, разговор сводится к событиям 21 августа 1981 года в небе над Кричевом, где летчик испытывал новейший истребитель МиГ-25. Подвиг Ивана Жукова тогда был отмечен званием Героя Советского Союза. На вопрос о предчувствии катастрофы, которую он сумел предотвратить, мой собеседник отвечает так: если это уже тысячный полет, о каком предчувствии может идти речь? Просто идешь на работу. А когда происходит пожар в воздухе - тоже не до эмоций. Надо действовать. Четко и быстро.
- Это поначалу, в молодости чувства захлестывают через край. Помню, перед первым прыжком с парашютом инструктор спрашивает: "Готов?". А ты стоишь на крыле, за рейку держишься и дрожащим голосом отвечаешь: "Готов". Тот видит, что ты совсем раскис, поэтому на всякий случай напоминает: "Не забудь кольцо дернуть"... Потом - полет, невероятное чувство парения, приземление и непередаваемые ощущения от всего этого. Бежишь снова к инструктору, просишь, чтобы разрешил снова прыгнуть, прямо сейчас. А нельзя. После первого прыжка никому не дают сразу снова прыгать: в эйфории можно не меньше дров нарубить, чем от страха.
...В тот день на огромной высоте и скорости в кабине МиГ-25 сработала аварийная лампочка "Пожар левого двигателя". Загорелась и погасла. Ложные срабатывания "аварийки" на этом типе самолетов уже случались, поэтому Иван Ефимович поначалу не придал ей значения. Понял, что происходит что-то серьезное только тогда, когда не смог переместить в другое положение рычаг управления. Его заклинило.
- Ручку на себя - а она упирается. Значит, надо предпринимать меры. А сзади летчик говорит, что горячо в хвосте. Все-таки горим! Решили снижаться, но первый заход на посадку оказался неудачным. Выбор был такой: катапультироваться или заходить на второй круг. На принятие решения - 5 секунд. Заходим на второй круг, - мой собеседник как будто просматривает видимый только ему одному видеоряд. - Отключаю левый двигатель, "подгашиваю" скорость, выпускаю тормозные парашюты. Остановка. Я на взлетно-посадочной полосе.
- Что почувствовали, когда поняли, что самое страшное уже позади?
- Дрожь в ногах. Организм так отреагировал на невероятное напряжение последних минут полета. До этого четыре аналогичных самолета взорвались, а в пятом даже погиб летчик. Я был шестым кандидатом... До этого момента дефектные МиГ-25 разрывало на мелкие куски. Конструкторы и летчики знали, что существует какая-то ошибка, но какая точно - по оставшимся осколкам не понять. Благодаря тому, что я посадил самолет, причину удалось найти и устранить. Оказалось, через дыру в камерах сгорания в топливный бак попали горячие газы. К счастью, на тот момент емкость в моем самолете была пуста, поэтому бак не взорвался, а раздулся.
- Спокойно садились за штурвал после этого случая?
- Врачи рекомендовали мне поехать в санаторий, отдохнуть. Потом я прошел летную комиссию и отлетал еще шесть лет. Какое было чувство, когда впервые сел в самолет после аварийной посадки? Ну я же из санатория приехал, поэтому казалось, что приступаю к работе после отпуска.
Вместе выходим на взлетное поле Щучинского аэродрома. Сейчас здесь самолеты малой авиации. Хозяин одного из них Андрей Чернышов приглашает Героя Советского Союза в кабину. Спустя несколько минут самолет отрывается от земли и уходит в небо. На землю Иван Ефимович возвращается возбужденный и с горящими глазами:
- Мне доверили управление самолетом. Я не сидел за штурвалом уже 30 лет, но все прошло замечательно. Мы сделали два круга над городом на высоте 450 метров. Руки все помнят, есть реакция на крен. Сегодня ветреная погода - вести маленький самолет непросто.
Иван Жуков не скрывает: сейчас он счастлив. Словно и не было тех лет, что отделяют его от молоденького лейтенанта, которому доверили пилотировать лучшие советские истребители. А время просто поменяло картинки на фотографиях, оставив неизменным самое лучшее в этом сильном человеке: любовь к жизни и своей профессии.