В Поморье возродят региональную авиацию

В Архангельской области взялись за восстановление сети местных аэродромов, многие из которых закрылись в результате экономических бурь девяностых. Это ключевой пункт принятой недавно концепции развития региональных авиаперевозок. Проблема в том, что в ряде районов практически утрачена вся летная инфраструктура. В то же время в некоторых уголках области люди на одном энтузиазме сохраняли посадочные площадки до лучших времен.

И вот спустя двадцать лет в Вельске - райцентре на юге области - ремонтируется взлетно-посадочная полоса, восстанавливается аэропортовый комплекс. Уже в этом году воздушное сообщение должно снова связать Вельск с Архангельском. С недавних пор полноценно функционирует многострадальный аэропорт крупнейшего в регионе города Котласа, переживший распродажу самолетов, годы простоя и банкротство. Удалось сохранить уже выставленный на торги аэродром в селе Лешуконское. Решается вопрос о возрождении авиаперевозок в Каргополе, Верхней Тойме, Мезени и других уголках области.

Но сегодняшнюю экономическую ситуацию тоже нельзя назвать простой. При этом авиационная инфраструктура глубинки сильно изношена, содержание аэропортов остается весьма затратным делом, а воздушные перевозки в малонаселенных районах - не самым выгодным бизнесом. Однако лучшие времена для региональной авиации, похоже, все-таки настали. Недавно рабочая группа по восстановлению и развитию региональных и местных авиаперевозок в СЗФО изучила ситуацию в этой сфере и направила свои предложения в Минтранс РФ.

- За последние 25 лет в СЗФО произошло сокращение числа  аэропортов и инфраструктуры, - поясняет руководитель рабочей группы, глава департамента НП "Транспортный союз Северо-Запада" Борис Панфилов. - Количество аэропортов в госреестре сократилось на 83 процента -  с 77 до девяти. Рабочая группа собрала данные о состоянии аэродромов СЗФО, которые можно было бы использовать при капиталовложениях. Таковых набралось 60. Большинство аэродромов находится в федеральной или региональной собственности или принадлежит авиакомпаниям, контролируемым госорганами. Однако у региональных бюджетов обычно не хватает средств на реконструкцию и модернизацию аэродромов и аэропортов.

Уже через пять лет, по оценкам экспертов, возрожденная местная авиация выйдет на самоокупаемость и перестанет нуждаться в бюджетной поддержке

Ситуацию осложняет 80-процентный износ основных производственных фондов. Для Поморья сокращение авиасети стало особенно ощутимым, поскольку до многих его уголков можно добраться только самолетом. Даже сегодня сеть аэродромов и посадочных площадок в Архангельской области остается самой обширной на Северо-Западе -  23 объекта. Для сравнения:  в Карелии и Мурманской области - по десять, в Республике  Коми - семь, в Вологодской области - пять, в Петербурге и Ленобласти - три.

- Для поселка, который из-за отсутствия дороги несколько месяцев в году отрезан от остального мира, воздушное сообщение - не вопрос комфорта, а жизненная необходимость, - отмечает гендиректор АО "Аэропорт Архангельск" Ваге Петросян. - Транспортная безопасность столь непростого в географическом отношении региона невозможна без развития местной авиации. И без поддержки органов власти здесь не обойтись. Сегодня вряд ли найдется инвестор, которого заинтересует сохранение аэропорта, например, в селе Лешуконское.

Приватизация аэропортов, как показал печальный пример тех же Котласа и Лешуконского, не всегда может спасти ситуацию. Поэтому в Поморье пошли по пути объединения воздушно-транспортного комплекса региона под общим областным управлением.

Важным шагом стала передача главной воздушной гавани региона - аэропорта Архангельск - из федеральной в областную собственность. При этом взлетно-посадочная полоса и перрон остались в собственности РФ, что позволило сохранить федеральное финансирование по целевым программам. За счет собственных средств аэропорт проводит масштабную реконструкцию. Регион также приобрел еще несколько объектов аэропортовой инфраструктуры. Постепенно создается единая система региональных аэропортов.

- Эти решения позволили провести их реконструкцию, модернизировать устаревшую инфраструктуру, открыть новые маршруты. В Котласе никто уже не верил, что такое возможно. Авиационные техники полтора года сидели без работы, потому что другого аэропорта в городе нет. А сейчас из Котласа можно улететь не только в Архангельск, но и в Петербург, Сыктывкар. Теперь планируем оценить возможность возрождения авиации  в Каргополе, следующая на очереди - Верхняя Тойма, - рассказывает Ваге Петросян.
Тот факт, что власти взяли процесс под свой контроль, вовсе не означает, что бизнесу в нем места нет.  Так, аэропорт в Вельске восстанавливает крупнейшее лесозаготовительное предприятие региона, которое базируется  в соседнем районе. Большому бизнесу нужны большие скорости, и в данном случае именно его потребности ускорили возрождение местной авиации, которая будет работать на все Поморье. Но работающие аэропорты - не единственное условие возрождения местной авиации. Многое зависит от заполняемости рейсов. Это вопрос платежеспособности потенциальных пассажиров. Практика показывает, что пока без субсидирования перевозок из регионального бюджета не обойтись.

- Правительство региона готово субсидировать внутрирегиональные и межрегиональные авиамаршруты, если это позволит создать новые направления пассажирских перевозок, - отмечает губернатор Поморья Игорь Орлов.

Но уже через пять лет, по оценкам экспертов, возрожденная авиация выйдет на самоокупаемость и перестанет нуждаться в бюджетной поддержке.

Кстати

В число предложений рабочей группы по восстановлению и развитию региональных и местных авиаперевозок в СЗФО вошло создание  ФКП "Аэропорты Северо-Запада" с филиалами в субъектах округа.

- В последнее время в вопросе модернизации аэропортового хозяйства государство делает основной упор на объединение местных аэродромов и посадочных площадок в федеральные казенные предприятия. Их основное преимущество заключается в снижении аэропортовых сборов, в результате чего сдерживается рост цен на билеты, а также в направлении финансовых потоков в наземную инфраструктуру местных воздушных линий, что позволяет учитывать современные требования к безопасности полетов, - подчеркивает Борис Панфилов.

Рабочая группа также проанализировала возможности привлечения для развития региональной и местной авиации федеральных субсидий. Сейчас их можно привлечь только на маршруты, один из конечных пунктов которых является узловым аэропортом. Однако в федеральном перечне узловых фигурируют лишь два аэропорта СЗФО - в Санкт-Петербурге и Калининграде. Субсидирование же местных авиаперевозок внутри субъекта возложено на региональные власти.