Андрей Евгеньевич, что означает создание таких центров для нашей науки и образования?
Андрей Волков: Отмечу, что в соответствующем указе президента говорится о создании центров "мирового уровня". Это важное уточнение, которое не стоит воспринимать дежурно. Речь об ускорении научно-технологического развития страны и системной интеграции в глобальную экономику. В частности, необходимо наладить совместную работу на уровне исследований и образования с центрами и кластерами из других стран, с бизнесом. Это еще один шанс запустить процесс формирования инновационных кластеров. То есть сконцентрировать в одном месте разработки, которые приводят к взрывному росту "ценности территории".
Как будут отбирать регионы для создания таких центров?
Андрей Волков: В первую очередь здесь очень важна инициатива от региональной власти, желание участвовать: без движения от конкретного региона или группы регионов правительство вряд ли будет инициировать создание НОЦ. Такой подход уже апробирован в проекте по повышению конкурентоспособности вузов "5-100": вузы заявляли о своем желании участвовать в проекте сами. Никакой разнарядки или распределения господдержки не было.
Запустить НОЦ без университетов невозможно. Какая у них задача?
Андрей Волков: Университеты тут - ключевое звено. Конечно, если смогут "себя переосмыслить". То есть заниматься не только подготовкой специалистов, но и быть центрами производства знаний и практических решений для своего региона. А примером может послужить реальная история. В 1966 году в Новосибирском академгородке под эгидой комсомола возникла идея: объединить молодых ученых и студентов под эгидой научно-технической организации, которую назвали "Факел". Ребята стали выполнять заказы быстрее и дешевле традиционных подрядчиков. Начав с 25 рублей, они за пять лет дошли до сотен миллионов.