Нельзя сказать, что транспортная отрасль ждет этого спокойно. Опыт 2016-2017 годов показывает: нет гарантии корректной работы весов, а оповещение водителей происходит с серьезным опозданием - иногда от трех часов до двух суток. Более того, за один рейс можно проехать несколько АПВГК и, соответственно, многократно попасть в число нарушителей за одно и то же прегрешение.
- Приказ № 119 Минтранса РФ от 29 марта 2018 года рекомендует укомплектовывать автоматизированные пункты контроля техническими средствами оповещения, но без уточнения, какими именно. В Свердловской области решили доводить информацию с помощью СМС, что, с нашей точки зрения, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и не позволяет узнать о перегрузе вовремя. Мы предлагаем установить на расстоянии 100-1000 метров от АПВГК электронные табло, показывающие, какие зафиксированы нарушения. Подобный опыт имеется в Псковской, Вологодской областях, Сыктывкаре, Калининграде, - говорит Александр Салаутин, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в УрФО. - Также нужно организовать рядом с АПВГК площадки для оперативного устранения перегруза, чтобы не допускать дальнейшего разрушения дорог.
"РГ" уже обращалась к этой теме ("Репутация на весах", "Экономика УрФО" от 26.09.18). Напомним, три автоматических пункта взвешивания транспорта в Свердловской области появились в конце 2017 года. Как только оборудование перевели из тестового режима в рабочий, предприниматели завалили жалобами бизнес-омбудсмена. Пришлось даже создать специальную рабочую группу. Проанализировав ситуацию, она пришла к выводу, что весы работают некорректно. Кроме того, много претензий было высказано к системе информирования перевозчиков.
По сути, и владельцы машин, и водители лишены правовой защиты (уведомления приходят, когда штраф уже наложен). Бизнес считает, что необходимо на законодательном уровне прописать обязанность ГИБДД проводить административные расследования после получения данных с АПВГК, чтобы было понятно, на ком конкретно лежит ответственность за нарушения: на водителе, перевозчике, грузоотправителе. Последние зачастую остаются в стороне, хотя многие из них не допускают к погрузке никого, кроме своего персонала, а статические весы имеют единицы промпредприятий и всего один из пяти контейнерных терминалов в Екатеринбурге.
Еще один парадокс сложившейся системы - нельзя привлечь к ответственности иностранных перевозчиков (базы надзорных органов России и зарубежья не соответствуют друг другу), а также российских нелегалов, которые пытаются обмануть рамки замазанными, заклеенными номерами. Все это порождает разговоры о нездоровой конкуренции в отрасли. Взять хотя бы один ее сегмент - перевозку стройматериалов.
- Добросовестный предприниматель, чей самосвал загружен на 91-92 процента, получает штраф минимум на 150 тысяч рублей, потому что при движении произошло смещение груза, а недобросовестный заполнил кузов на 150 процентов - и никаких наказаний. Было бы правильно вообще отменить штрафы за превышение осевых нагрузок для сыпучих материалов, - возмущается Анна Петрова, руководитель представительства ассоциации "ГРУЗАВТОТРАНС" в Екатеринбурге.
Предложений у бизнеса несколько, адресованы они Минтрансу РФ, Госдуме, бизнес-омбудсмену Борису Титову. В частности, высказана мысль, что необходимо предоставить регионам право выдавать спецразрешения на перевозку делимых грузов по региональным и межмуниципальным дорогам. Это позволит сохранить бизнес владельцам одиночных трех-четырехосных самосвалов китайского производства, которые сейчас неконкурентоспособны. Между тем ими доставлять некоторые материалы значительно выгоднее и удобнее. Ответственность за получение спецразрешения предлагается возложить на заказчиков: можно будет отследить законность происхождения стройматериала, привлечь к работе легальные компании, что принесет дополнительные отчисления в бюджет области.
Впрочем, с другими грузами тоже возникают проблемы при контроле. Как рассказала гендиректор компании "Автоколонна 1212" Ирина Шведова, по действующему законодательству содержимое контейнера считается делимым, то есть получить спецразрешение на его перевозку нельзя. С другой стороны, перевозчик не может вскрыть пломбу и удалить что-то при перегрузе - собственник это не согласует. Необходимо менять правовую базу, чтобы уравнять требования к контейнерным перевозкам по железной дороге и на машинах, иначе последние скоро исчезнут как вид.
Заметим, что существенная часть инициатив касается именно федеральных норм.
- В КоАП введен особый порядок привлечения к административной ответственности, фактически отменяющий презумпцию невиновности, если нарушение зафиксировано автоматически - датчиками. На мой взгляд, это противоречит конституционному праву на равенство всех перед законом, - рассуждает свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх. - За незначительное превышение весогабаритов можно вообще не наказывать. До 2011 года за первичное нарушение выносили только предупреждение.
А вот региональному минтрансу предлагается активнее использовать свои полномочия.
- Отсутствие конкретных указаний в приказе Минтранса РФ этому не мешает. Параметры взвешивания должны быть едины на всей территории страны, но степень удобства инфраструктуры можно повышать. Скажем, почему водитель должен искать данные о нарушениях на сайтах разных управлений автодорог, если маршрут пролегает от Калининграда до Екатеринбурга? Не проще ли создать на едином федеральном портале "личные кабинеты" грузоперевозчиков? - предлагает Артюх.
Как объяснил замминистра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Денис Чегаев, электронное табло - не панацея. В сложных погодных условиях при интенсивном движении непросто разглядеть, что на нем написано, придется сбрасывать скорость до 20-30 километров в час, что создаст сложности для других машин. Летящие из-под колес камни могут повредить электронное оборудование, так что СМС-информирование - более эффективный и безопасный инструмент.
- Безусловно, точка в этом вопросе еще не поставлена. Мы принимаем замечания предпринимателей, будем систему улучшать, - заверил чиновник.
Определенные подвижки уже произошли: так, после проверки Росстандарта два АПВГК на Среднем Урале закрыли по предписанию, чтобы отладить весы. Кроме того, на подъезде к пунктам взвешивания появились желтые предупреждающие щиты. К сожалению, отменять штрафы, выписанные в тот период, когда весы работали с большой погрешностью, пока никто не готов.
Валерий Кудряшов, заместитель начальника Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора:
- Только объединив сведения, полученные из контрольных пунктов Ространснадзора, АПВГК, системы "Платон" и о выданных спецразрешениях в единую информсистему, можно достичь прозрачности и открытости процесса перевозок. Мы поддерживаем позицию профсообщества: должна быть не просто поставлена рамка с фото- и видеофиксацией, а создана система, которая позволяет водителю увидеть свои нарушения. Он должен быть оповещен о том, что дальнейшее движение запрещено, значит, поблизости необходимо организовать расширение дороги, участок для отдыха или другие площадки, где можно поставить грузовик.