Согласно официальным данным, в список госорганов, на проверки которых распространяется мораторий, входят Социальный фонд, госагентство по регулированию топливно-энергетического комплекса, госагентство антимонопольного регулирования, госслужба регулирования и надзора за финансовым рынком, госинспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности, госинспекция по экологической и технической безопасности, департамент драгоценных металлов, департамент лекарственного обеспечения, департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора, управление по регулированию, контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из этого списка, как объяснил "РГ" глава Национального делового клуба Сергей Пономарев, исключили Государственную налоговую службу. Представителям бизнес-ассоциаций республики и правительству не удалось договориться по поводу того, как налоговики должны проводить проверки, и оставили все как есть.
Мораторий, по словам главы правительства КР Мухаммедкалыя Абылгазиева, вводится "для создания благоприятных условий для развития бизнеса, улучшения инвестиционного климата в стране, оказания поддержки предпринимателям, обеспечения их правовой защиты, устранения необоснованного вмешательства уполномоченных госорганов в работу бизнеса".
Между тем, как отметил премьер-министр, введенный мораторий ни в коем случае не должен стать причиной возникновения ситуаций, представляющих угрозу жизни и здоровью киргизстанцев. Поэтому в правительстве определили случаи, когда госорганам разрешено проверять предпринимателей. Ведомства могут делать это в рамках уголовного и гражданского производств; по заявлениям самих предпринимателей в соответствии с законодательством КР; по запросам государственных структур других стран; по заявлениям физических и юридических лиц о фактах, представляющих угрозу для жизни и здоровья населения и окружающей среды, например, по жалобе на некачественную пищу в кафе; по делам о нарушении антимонопольного законодательства республики.
По словам министра экономики Киргизии Олега Панкратова, введенный мораторий следует понимать, прежде всего, как ограничение на применение карательных мер. "Проверок не станет меньше или больше, их фактически заменит так называемый мониторинг, - сказал глава ведомства. - Госорганы не будут наказывать предпринимателей за допущенные нарушения, а помогут им их исправить. С помощью моратория мы надеемся изменить психологию взаимоотношений бизнеса и государства. Чтобы речь шла не о наказании или выполнении плана по сбору штрафов, а о помощи в правильном ведении предпринимательской деятельности".
Как отметил председатель Национального делового клуба КР Сергей Пономарев, сегодня от проверок бизнеса выигрывают только коррумпированные чиновники. "Никому больше они пользы не приносят. В течение следующих двух лет, пока действует мораторий, предстоит разработать новую методологию проверок, которая устроит и бизнес, и потребителей, и государство", - объяснил Сергей Пономарев.
Как подчеркнул глава бизнес-ассоциации, введенный мораторий одобрен всеми ветвями власти, и потому вряд ли его отменят под влиянием внутриполитических обстоятельств.
Сооронбай Жээнбеков, президент КР
Чаще всего местные власти, правоохранительные органы вместо того, чтобы помогать предпринимателям, наоборот, чинят им препятствия, мучают необоснованными проверками. Мы усиленно работаем над тем, чтобы менять такой подход к бизнесу. Так не должно быть. К тем, кто занимается неправомерными проверками, будем принимать меры, чтобы эти должностные лица не могли дальше работать. Мы должны убирать преграды для бизнеса. До меня доходит много заявлений, что бизнес устает от фискального контроля и вынужден работать за пределами страны.