Этот парень тоже выбрал по себе - купил водонапорную башню, построенную в 1895 году, и седьмой год ремонтирует ее, чтобы в ней жить. Знакомые ему говорят, мол, за деньги, вложенные в ремонт, которому конца-края не видно, ты мог бы взять особняк с приличным участком, а он в ответ улыбается: "Да, мог бы! Но это не была бы башня со столетней историей!"
Его называли "странным", когда он в мэрии добивался разрешения на продажу башни. Все понимали, в какую заоблачную сумму может обойтись восстановление помещения, простоявшего без серьезного ремонта более ста лет, и он тоже это понимал, но в отличие от других очень хотел сделать башню своим домом, местом, где ему тепло, уютно и радостно. Где далеко видно окрест, где можно проснуться от солнца, встающего от горизонта, а не от крыш соседних домов, где видно русло Томи, плутающей по Потаповым лужкам. Башня, она над всеми, в ней полет и высота, стройность и лаконичность, архитектурная завершенность и индивидуальность. За все это ее можно полюбить раз и навсегда. Что и случилось с Александром Луневым. Романтиком в душе, экономистом по профессии и оптимистом по жизни.
- Когда я первый раз через окно залез в башню, это был 2012 год. Я узнал, что мэрия много лет безуспешно пытается сдать башню в аренду, но желающих не было. Решил посмотреть, можно ли отремонтировать здание, чтобы превратить его в жилье. И пошел с приятелем в разведку. Внутри увидел строительные леса, сохранившиеся со времен постройки, груду мусора и подумал: "Ну да, работы много. Денег потребуется немало, может, даже миллион! И года полтора-два придется потратить!". Вот такие наивные мысли роились в моей голове в тот момент. Так что не переоценивайте мои провидческие способности, их нет и не было, а были только азарт и огромное желание вернуть башне жизнь, сделать ее красивой и своей. И я с головой нырнул в этот омут, который оказался с твердым каменным дном.
Прошло шесть лет. Потрачено более пяти миллионов рублей. Александр стал банкротом. Но если вернуться на тот аукцион, на котором он выкупил у города землю и башню - объект культуры регионального значения, он бы поступил так же. Только потом вел бы себя иначе - более разумно, терпеливо и осознанно. Но в том и есть прелесть жизни, что опыт дается нам не генетически, а на собственных мозолях и шишках.
Приняла башня нового хозяина или нет? Вопрос риторический, но есть же поговорка - дома и стены помогают. Так вот: стали ли эти стены - кирпичные с первого до четвертого этажа, а дальше роскошно сосновые - своими?
Безусловно, они проверяли друг друга: дом и человек. Много лет у здания не было постоянного хозяина, а значит, и не только капитального ремонта, но и элементарного ухода. Пока достоверно известно, что в начале 20-х годов прошлого столетия помещение пустовало. На снимке уже из 60-х видно построенные невдалеке общежития политехнического института, тюремную зону (все же окраина города по тем временам) и одинокую башню, торчащую из леса. Потом какое-то время башня использовалась в качестве локальной водораздатки. Здесь находилась старая колонка. Следующая нить появляется только в 1980-х годах, когда горисполком признает башню памятником культуры регионального значения. И вроде как Егор Лигачев, будучи в то время первым секретарем Томского обкома КПСС, приложил усилия, чтобы в здании провели первый за всю ее историю небольшой ремонт.
Далее известно, что в 1985 году на этом месте располагалось кафе. Десятилетие спустя тут разместилось ИЧП "Голубой огонек". По найденной Александром лицензии, которая была выдана в 1992 году за 54 тысячи рублей, предприниматели имели право на торговлю чебуреками и беляшами. В двухтысячных не стало и их. И башня опять опустела.
Александр, отвечая на этот вопрос, приняла его башня или нет, перечисляет:
- Упал с крыши этой башни, когда ее делали, остался жив и в принципе невредим. Скатился по веревке и сжег руки (на руке отчетливо виден шрам. - Авт.). Во время работы поехала стремянка, на которой я находился, и я чуть не сломал ноги. Распилил руку цепной пилой (тоже виден шрам. - Авт.). Сделал новые окна. Провел отопление на два верхних этажа. Вывез несколько тонн мокрой глины из подвала: поскольку грунт очень слабый, вода все эти годы затекала в помещение. Расчистил саму систему старых труб. Почти решил проблему канализации. Убрал старые перекрытия, выполненные из дерева и сохранившиеся со времен постройки, и установил новые. Обновил башню снаружи, потому что по закону я обязан содержать объект исторического наследия в надлежащем виде. Поэтому я не задаю вопрос - приняла меня башня или нет? Это здание - мое! И это зависит не от записей в Росреестре. Оно - мое! И уже никак по-другому.
Я думаю, рано или поздно Александр сделает небольшой музей в своей башне. И та самая лицензия на продажу чебуреков, одетая в рамочку, станет одним из экспонатов.
Не имея строительного образования, за шесть лет Александр научился многое делать своими руками. Где-то с помощью книг, а где-то интернета освоил сварку, набор плотницких навыков, бетонные работы, ладит с электропроводкой.
И это не полный перечень. Строительство ему нравится. Понятно, он не станет зарабатывать им на жизнь, но хорошие основы заложены. Где-то помогают и друзья, как, например, с планировкой. Знакомая предложила свое видение поэтажной раскадровки.
Получается так. Общая высота башни - 20 метров. Первый этаж - прихожая, что очевидно. Второй - отдается под мастерскую, так как большое количество инструментов накоплено за годы ремонта. На третьем - хозблок, где будут размещены бойлерная и водоподготовка. Четвертый этаж - ванная, душ, санузел, стиральная машина. Пятый - самый роскошный, здесь наибольшая площадь во всей башне, а именно 42 квадратных метра за вычетом лестницы. Тут хозяин планирует разместить гостиную и кухню. Шестой этаж - спальный.
- Сколько всего квадратов в твоем распоряжении? - уточняю у Александра.
- Я не считал, это непросто. Я исхожу из того, что располагаю примерно 70 квадратами жилой зоны. И мне этого хватает.
- Я еще ни разу здесь не ночевал, - продолжает Александр. - Хотя летом, конечно, была возможность. Но мне хочется привести хотя бы два этажа в жилой вид, а потом взять виниловый проигрыватель, поставить пластинку Дэвида Боуи и лечь спать!
Строительством башни занимались железнодорожные инженеры, чьих имен история не сохранила. Назначение башни - снабжение водой железнодорожного вокзала. Здание стоит над рекой, примерно в 500 метрах от Томи. А в противоположной стороне, на востоке, в прямой видимости вокзал. До сих пор вода в башню поступает по куску трубы, оставшейся с тех далеких времен, - чугунный чеканный очень толстый металл.
Сибиряки к явно нерациональным, хоть и красивым поступкам относятся настороженно - не тот, знаете ли, климат. Большинство томичей заняли позицию сторонних наблюдателей - справится парень, или сломает его непростая наша реальность. Деньжат народ не подкидывает - краудфандинговый проект в сети успеха не имел. О мытарствах Александра, связанных с различными госорганами, мы умолчим - на их описание не хватит газетной полосы. И, наверное, есть в этом, как говорится, сермяжная правда - башни (с принцессами и драконами или без таковых) романтически настроенные мужчины все-таки штурмуют в одиночку.