Как рассказали в ведомстве, тему корректировки закона "О рекламе" подняли представили ассоциации виноградарей и виноделов Севастополя. Предлагается разрешить рекламировать российские вина хотя бы там, где они производятся. "Принято решение о дополнительной проработке предложения с учетом установления критериев размещения такой рекламы, в том числе по удаленности от виноделен и виноградников, и синхронизации с проектами Минсельхоза России по развитию сельского туризма", - сообщили в аграрном ведомстве.
Эксперты, опрошенные "РГ", относятся к инициативе положительно. "Когда вы прилетаете во французский город Бордо, то еще в аэропорту встречаете большой плакат, приглашающий вас посетить определенную винодельню. Разве можно увидеть подобное, прилетев, скажем, в Анапу или Симферополь? Если я приглашу посетить старейшее винодельческое предприятие в Крыму, созданное еще князем Голицыным, его тут же оштрафуют на крупную сумму за нарушение закона о рекламе", - рассказал "РГ" президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
При этом государство, продолжил он, вкладывает огромные деньги в виноградарство. В регионах развивают туризм. "Власти Севастополя строят "винную дорогу" с инфраструктурой к ней - это стоит больших бюджетных денег. И что, получается, государство не может рекламировать то, во что само же вкладывается? Недавно проходило заседание Президиума Госсовета по развитию туризма. Одно из значимых направлений туризма в развитых странах - винный туризм или энотуризм. Однако наш закон о рекламе не позволяет популяризировать это направление вопреки приоритетам, обозначенным властью", - сказал эксперт.
По данным союза, сегодня среднедушевое потребление вина и водки в России примерно одинаковое - вина выпивают 8 литров в год, водки - 9-10 литров. "Но литр вина и водки - это разные вещи с точки зрения влияния на здоровье нации. При этом наша нация имела культуру потребления вина в 60-е, 70-е, 80-е годы прошлого столетия, потому что эта культура прививалась. При правильном подходе все это можно вернуть", - полагает Леонид Попович.
Инициатива минсельхоза может натолкнуться на противников популяризации алкоголя. Хотя вино эксперты относят не к алкоголю, а к винодельческой продукции. Такая формулировка, кстати, указана и в техрегламенте ЕАЭС, который был принят 5 декабря 2018 года и окончательно вступит в силу в 2020 году. "Но, судя по последним сообщениям, уже даже минздрав, кажется, признает, что в разумных пределах воспитание культуры потребления вина не вредно, - отметил в беседе с "РГ" директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз. - Другой вопрос, насколько эта реклама будет доступна бизнесу. Например, на российском телевидении вино можно рекламировать уже несколько лет, но ни одно предприятие на это не идет, потому что цена вопроса - миллионы долларов. Эти деньги тратятся на раскрутку продукции по другим каналам".
По мнению эксперта, варианты относительно недорогой наружной рекламы - это плакаты в магазинах, винотеках, возможно, на витринах. Необязательно использовать большие щиты на автострадах, хотя это эффективный канал информации. Вадим Дробиз также напомнил, что наружная реклама алкоголя за рубежом практикуется повсеместно.
Тем временем, по данным минсельхоза, валовой сбор винограда в прошлом году превысил 530 тысяч тонн. Было заложено более 5 тысяч гектаров новых виноградников. "Для дальнейшего развития отрасли в 2019 году объем господдержки из федерального бюджета увеличен более чем в два раза, до трех миллиардов рублей", - сообщили в ведомстве.