Госдума запросит проверку смартфонов Apple и Samsung у Роспотребнадзора

Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству намерен отправить запрос в Роспотребнадзор о проверке смартфонов Apple и Samsung. По мнению депутата Александра Старовойтова, компании намеренно замедляют работу своих смартфонов, чтобы стимулировать покупку новых моделей.

Ранее проверку провела итальянская антимонопольная служба и после обнаружения соответствующих уловок обязала Apple и Samsung выплатить штраф в размере15 миллионов евро.

Объектом для споров является обновление, которое замедляет работу устройства. В конце 2017 года компания Apple оправдала себя тем, что функция снижения производительности процессора, которая есть на iPhone 6, 6s, iPhone SE и других, призвана продлить срок службы iPhone. Со временем способность батарей сохранять заряд и обеспечивать работу на холоде уменьшается. Снижение частоты процессора не дает устройству самопроизвольно отключаться.

Казалось бы, логично, однако после итальянского опыта многие в очередной раз засомневались в правдивости утверждения компании. Начиная с версии iOS 11.3 появилась возможность отключить "замедление", которое может автоматически активироваться по мере износа батареи. Но об этом знают далеко не все.

Изначально кажется, что iPhone 6 или iPhone 6s просто взялись подтормаживать. Это выглядит особенно закономерно, если гаджет используется уже пару лет. Догадаться, что это связано с обновлением, для обывателя сложно. Куда проще объяснить это банальным износом модели. Неудивительно, что столкнувшиеся с проблемой нередко решают заменить якобы устаревшую модель на новую.

IPhone 6 в какой-то момент может начать медленно работать. Обывателю сложно связать это с обновлением и изменить настройки. Так продаются новые модели

Обвинение итальянской антимонопольной службы как раз сводилось к тому, что обе компании не позаботились о том, чтобы предоставить клиентам своевременную информацию о негативном влиянии обновлений программного обеспечения или о каких-либо возможностях восстановления исходной функциональности продуктов.

В Apple и Samsung на просьбу прокомментировать опасения депутатов Госдумы "Российской газете" не ответили. По словам Дениса Фролова, руководителя коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm, в случае, если нарушения будут доказаны и в России, компанию также ждут значительные штрафы.

В прошлом году после заявления компании Apple в США прокатилась волна судебных исков. Оказалось, что многие клиенты остались весьма недовольны качеством продукции, которая давно перешла в сегмент премиум-класса.

Явление не обошло стороной и Россию, где сразу несколько пользователей iPhone, заметивших замедление работы, решили подать иски к компании Apple в суд, но получили отказ из-за неверно оформленных документов. Правда, спустя время некоторым все-таки удалось подать иск.

Как утверждает адвокат в коллегии адвокатов "Корчаго и партнеры" Тимур Баязитов, подать в суд на саму компанию Apple, если у пользователя смартфона появляется такое основание, в России довольно сложно, поскольку она здесь не зарегистрирована. Поставляет продукцию "дочка", общество с ограниченной ответственностью "Эппл Рус", которое и будет отвечать за смартфоны бренда, в случае если в руках пользователей окажется дефектный экземпляр.

Однако обиженные покупатели и тут сталкиваются с трудностями на пути к справедливости. В "родном" сервисном центре могут не установить никаких нарушений и вернуть смартфон назад. В этом случае адвокаты советуют провести независимую экспертизу. Стоит она в среднем 3-5 тысяч рублей. Ее стоимость потом все равно возместят, если обратившийся окажется прав.

Добавим, что даже новые смартфоны не гарантируют удовлетворение от покупки. Адвокат Тимур Баязитов поделился примером: его друг недавно купил смартфон (стоимостью около 70 тысяч рублей) и уже спустя четыре месяца был вынужден сдать его в сервисный центр. Гаджет не ловил связь и имел множество других дефектов.

Если смартфон работает плохо, добиться ответа от компании-производителя так или иначе реально. Множество дел, связанных с некорректной работой смартфонов, закончились успешно для покупателей. Компании возмещали стоимость смартфона, неустойку, услуги юристов, моральную компенсацию и штраф.