В частности, предлагается поручить профильным вузам (МГУ, РУДН и другим) подготовку необходимого числа специалистов по космическому праву.
Эксперты отмечают, что такие юристы нужны для отповеди и противодействия некоторым коммерсантам, которые уже сейчас пытаются торговать участками на Луне, ее полезными ископаемыми.
Инна Хаванова, доктор юридических наук, и.о. зав. отделом зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ:
- Не так давно исполнилось 50 лет международному Договору по космосу. Именно этот договор установил, что космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения суверенитета, ни путем использования или оккупации. Безусловно, после его принятия изменилось многое. Рынок коммерческих космических услуг - это связь, вещание, навигация, дистанционное зондирование Земли. Ну и в качестве перспективы - добыча ресурсов.
Размывается монополия государств на освоение космоса. Отсюда и актуализация вопросов регулирования новой сферы - коммерческой космической деятельности, частно-правовой деятельности, связанной с использованием космоса. Страны по-разному реагируют на происходящее. В США, например, в ноябре 2015 года был подписан Закон о развитии коммерческой космической деятельности, конкурентоспособности коммерческих запусков, снявший ограничения для американских частных компаний на добычу минералов на Луне и других небесных телах. Россия дала оценку этому закону в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях, указав на весьма спорное с международно-правовой точки зрения одностороннее решение предоставить собственным компаниям карт-бланш на разработку космических минеральных ресурсов.
И хотя академик Э.М. Галимов, известный российский геохимик, утверждает, что за исключением изотопа гелия - гелия-3 нет "ни одного вещества, которое было бы экономически выгодно привозить с Луны на Землю", есть немало стимулов для "золотой (астероидной) лихорадки", учитывая, что астероиды технологически более доступные для освоения.
Надо сказать, что некоторые астероиды, действительно, содержат платину, золото, серебро, редкоземельные металлы. Например, пролетевший совсем близко от Земли астероид UW158 нес более 90 млн тонн платины. Он даже получил название "платинового астероида". И, боюсь, конкуренция за месторождения в космосе - совсем не утопия.
Наметился и еще один тренд - создание "космических" оффшоров. Так, в июле 2017 года небольшое герцогство Люксембург (без ракет, космодромов и космонавтов) приняло второй в мире - после американского - и первый в Европе закон, регулирующий деятельность по добыче полезных ископаемых в космосе. Зарабатывать на освоении ресурсов космоса уже хотят страны, никогда не участвовавшие ни в одном в космическом проекте. И такая возможность у них появляется, поскольку космические аппараты создают уже не только государства, но и частные компании, а значит…
Закон Люксембурга исходит из того, что ресурсы, добытые в космосе, могут принадлежать частным компаниям. Причем, собственностью они становятся только в извлеченном состоянии. Закон воспроизвел эту хитрую американскую идею, позволяющую, как, видимо, полагают США, формально "на вираже" обогнуть установленный Договором по космосу запрет на владение небесными телами. Кстати, насколько мне известно, в Люксембурге уже есть представительства американских Deep Space Industries, Planetary Resources, немецкой Blue Horizon и японской Ispace.
Российское законодательство не стоит на месте: ведется большая, непростая законопроектная работа. Например, проблемы использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса в значительной мере были решены Федеральным законом от 07.03.2018 N 46-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности".
Распоряжением Высшего Евразийского экономического совета от 06.12.2018 N 6 "О развитии сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли" были одобрены предложения о развитии сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли.
Так что открытый космос холоден и одновременно горяч, если оценивать его по шкале современных амбиций государств. Подготовка юристов в области космического права - важнейшая задача. Делать это надо как можно быстрее.
Александр Солнцев, заместитель завкафедрой международного права РУДН, член международного института космического права:
- РУДН - единственный вуз, где космическое право преподают уже более полувека, с 60-х годов ХХ века. Один из "отцов-основателей" этой дисциплины Геннадий Петрович Жуков работал на нашей кафедре. Курс постоянно обновляется. Международное космическое право в обязательном порядке изучается в рамках магистратуры в течение полугода, а также в аспирантуре. Магистры и аспиранты пишут по этой теме научные работы.
Кстати, единственный учебник в России по космическому праву издан на нашей кафедре. Далеко не во всех вузах есть эта дисциплина и важно, чтобы она появилась, так как специалисты уже востребованы, как на национальном, так и на международном уровне. Аспиранты и магистры проходят по этому направлению практику в различных организациях, например, в московской штаб-квартире международной организации Интерспутник, в специальном подразделении МИД.
Александр Родин, руководитель лаборатории прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ:
- В современном мире начинают подниматься вопросы, о которых никто не вспоминал десятилетиями. Несмотря на декларацию 1979 года, где прописано, что никакие небесные тела не могут быть предметом национального суверенитета, уже полным ходом идет обсуждение прав собственности на них. Активно раскручивается тема добычи полезных ископаемых на астероидах. Есть вероятность, что это не просто разговоры, и в это действительно будут вложены серьезные средства. Конечно же, Россия не может стоять в стороне от этой дискуссии. Думаю, что до каких-то серьезных правовых коллизий дойдет очень не скоро. Но, тем не менее, если наша страна претендует на одну из ведущих ролей в освоении космического пространства, мы должны быть готовы к конкуренции в том числе и в космическом правовом поле.
Подготовила Мария Агранович
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"