Новости

10.02.2019 10:00
Рубрика: Культура

Казус Кибовского

Московский министр "сыграл" Пушкина и Дантеса
По бульварному кольцу под тускловатым зимним небом по скрипучему снегу в сторону Неглинной прошел историк, глава столичного департамента культуры Александр Кибовский. В правой руке его увесистый сверток. Это старинный ящик, в нем пистолеты. "Лепажа стволы роковые" - ключевой реквизит экспериментальной постановки к годовщине гибели поэта Пушкина. Министр Кибовский сегодня на сцене, он в главной роли.

"Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина" - так назвали постановку-экспромт художественного руководителя "Школы современной пьесы" Иосифа Райхельгауза. Трагический исход дуэли камер-юнкера Пушкина с кавалергардом Дантесом всем известен - и все-таки название интригует. В дуэли Пушкина, при всем великом множестве исследований и версий, всегда будет оставаться тайна, загадка - как, скажем, в крушении "Титаника" или гибели альпинистской группы Дятлова. В театре Райхельгауза уже шестой год идет спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина". Новая афиша - как ответный выстрел: "Нельзя спасти..."

О поединке написано множество художественных произведений, исторических монографий. Есть следственное дело, воспоминания секундантов. Вокруг гибели Пушкина складывались десятки мифов, россказней и несуразиц. В спектакле-импровизации "Школы современной пьесы" историк Кибовский, директор Музея Пушкина Евгений Богатырев и худрук театра Иосиф Райхельгауз рассказывают, как все было. Или даже - как все было бы, если бы. Мы поговорили с Александром Кибовским накануне премьеры.

Приглашение сыграть главную роль в театральной постановке даже для руководителя департамента культуры Москвы - приключение не рядовое. Не так ли, Александр Владимирович?

Александр Кибовский: Это чистая авантюра, свойственная театру, которым руководит Иосиф Леонидович. В театре шел ремонт, постоянно не хватало времени, и вдруг буквально "на бегу" прозвучало это предложение Райхельгауза. Он так и сказал: "Ну вы же не отказываетесь?!" Ну я вроде как не отказался. А потом, когда вдруг увидел, что на театральном сайте продаются билеты, поздно было идти на попятную.

Вам, как крупному чиновнику, не надо было отпрашиваться у начальства на спектакль?

Александр Кибовский: Дело в том, что постановка состоялась после рабочего дня, в 20.00, так специально запланировано. Гонорара, кстати, тоже не получу - я же не артист.

В афише значится: "монолог" Кибовского. Что это на самом деле - моноспектакль, лекция, диспут?

Александр Кибовский: У нас не моноспектакль, а "монотема". И уж тем более это не лекция. Скорее, застольная дискуссия. "Охотники на привале" - вот в таком стиле декорации. Закуски, напитки, интересные разговоры. Мои собеседники - Иосиф Леонидович (он эту историю начал!) и Евгений Анатольевич Богатырев, директор государственного Музея Пушкина. У нас есть дуэльные пистолеты - взяли на время из одной частной коллекции. Бросили на сцене шинель - она служила барьером на той дуэли. Показали примерно, на каком расстоянии стояли Пушкин и Дантес. Кто и как стрелял. Кавалергард выстрелил, например, не дойдя до барьера. А тяжело раненный Пушкин, как следует из воспоминаний его секунданта Константина Данзаса, смог, приподнявшись на руке, прицелиться и выстрелить в Дантеса. А вы бы попробовали даже в обычном состоянии подержать в вытянутой руке тяжелый дуэльный "лепаж"!

Даже в современных клиниках спасти Пушкина было бы невозможно

К тому же многие не очень представляют, чем эти пистолеты заряжались. Пуля - это довольно крупный свинцовый шарик, поражающая мощь огромна. Раненый получал сильнейшую контузию. В дискуссию с нами насчет оружия, атрибутов и последствий дуэли может вступить каждый зритель. Ждем спонтанных вопросов из зала, ничего специально не "прогоняем".

Все-таки перед дуэлью казалось, что больше шансов у Пушкина - или у Дантеса?

Александр Кибовский: Шансов? Смотря на что. Дуэль - это по своей сути не обязательно кровавый поединок. Задача дуэли - защитить свою честь. Тех, кто затевал дуэль намеренно, с целью убить, называли бретерами. Яркий пример - офицер Долохов из "Войны и мира". Такие не пользовались почетом в обществе. На счету Пушкина было много дуэлей, но бретером он не был. Все его поединки заканчивались либо примирением, либо его излюбленным приемом. Он дожидался выстрела оппонента и потом стрелял в воздух в ответ.

Пушкин не убийца, Пушкин - борец за честь. Вот и в случае с Дантесом, я уверен, поэт не намеревался убивать соперника. Если бы Дантес в него не попал, Пушкин, скорее всего, точно так же выстрелил бы в воздух. В "Повестях Белкина" описан герой, который стоял на дуэли с фуражкой, полной черешни, преспокойно ел фрукты. Можно сказать, Пушкин изобразил себя. Он был спокоен и перед последней встречей с Дантесом. Хотя, конечно, никто точно не мог предсказать, чем все закончится.

Дантес ехал на дуэль убивать?

Александр Кибовский: Для Дантеса это была первая дуэль. Он знал, что Пушкин - прекрасный стрелок, что он исполнен решимости. Поэт первым пошел к барьеру. Кавалергард выстрелил, не дойдя одного шага. Это, безусловно, говорит о неуверенности стрелка. Дальше был злой рок. Произошло почти то же самое, что и во время дуэли Пьера Безухова и Федора Долохова в романе Толстого. Пьер, вообще не умевший стрелять, ранит Долохова. Тот, правда, остается жив....

Пушкин с Дантесом стрелялись на десяти шагах. Пять шагов было на схождение. Секундант поэта Данзас дал сигнал шляпой - и дуэль началась. Многое говорит о том, что Дантес стрелял "на шаге", пистолет гулял в его руке. Он не смог попасть ни в голову, ни в грудь. Это и не удивляет. Часто указывают: Дантес, мол, был военный. А он просто корнет кавалергардского полка, придворный щеголь, был плох в строевой подготовке, в других военных делах. Да, он носил эполеты. Но можно было носить их, ни разу не выстрелив. А вот Пушкин как раз имел боевой опыт в Русско-персидской войне, даже ходил в кавалерийскую атаку... Но так распорядилась судьба.

И камер-юнкера Пушкина нельзя было спасти?

Александр Кибовский: По всему роковому стечению обстоятельств нельзя. Причем дело не в уровне медицины XIX века. Даже в современных клиниках спасти Пушкина было бы невозможно. Чем "лепажи" отличались от нынешних пистолетов? Тяжелыми пулями. Травмы от них гораздо более серьезные, чем при аналогичном выстреле из современного оружия.

Культура Театр Драматический театр Год театра РГ-Фото
Добавьте RG.RU 
в избранные источники