Самая полная выставка портретов "солнца русской поэзии", созданных почти за 220 лет (именно столько в этом году исполнится со дня рождения поэта). От первого прижизненного, единственного, что немаловажно, дошедшего до наших дней детского портрета Александра Сергеевича до портретных работ, выполненных уже нашими современниками в последние годы.
На самом первом портрете, дошедшем до нас, Пушкину еще нет и четырех лет. Это миниатюра неизвестного художника, как считают некоторые искусствоведы, крепостного. Портрет хранился у потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрова, лечившего Пушкиных, когда они были в Москве. Этот портрет, согласно семейному преданию, был подарен матерью поэта единственной дочери доктора Мудрова Софье.
У каждого из больших художников свой неповторимый образ Пушкина. Особенно ценны в экспозиции прижизненные портреты поэта: посетителям представят оригиналы работ кисти Тропинина, Брюллова, Соколова, Чернецова. В этом же разделе - первые скульптурные изображения и гравюры, в том числе гравюра Гейтмана 1822 года. В 1822 году впервые увидела свет поэма "Кавказский пленник". К ней был приложен тот самый портрет автора поэмы, гравированный мастером Егором Гейтманом. Только об авторстве портрета спорят до сих пор. Это весьма известное изображение Пушкина- двенадцатилетний (или около того) мечтательный юноша, устремивший вдаль задумчивый взор. Портрет a la Byron, при взгляде на который вспоминается широко известное изображение Байрона кисти Ричарда Уэстолла.
Известные художники XIX века - Крамской, Айвазовский, Репин, Серов, Сомов - также обращались к портретам Пушкина, ориентируясь на свои ощущения, на то, что читали у него и читали о нем.
Вообще, каждая историческая эпоха вносила свое в облик Александра Сергеевича. В начале XIX века формировался новый миф о поэте, и после 1917 года художники изображали Пушкина на фоне "революционных вихрей", "обломков старого мира", в "сиянии зари новой эры".
В послевоенные годы и во второй половине ХХ века образ Пушкина приобрел некоторую просветленность и даже непосредственность. Часто художники этого времени изображали Александра Сергеевича на фоне городских или сельских пейзажей, придавая особый эмоциональный настрой своим произведениям. В эти годы иконографию Пушкина пополнили работы таких мастеров, как Юон, Пластов, Шухаев, Бунин, Тышлер, Зверев, Оссовский, Павлов. Скульптурные шедевры создавали именитые авторы - Коненков, Белашова, Ненашева, Комов.
А наибольшее число портретов Пушкина было создано в юбилейные годы: 1937, 1949, 1987 и 1999-й.
Не менее интересно посмотреть, каким видят и как чувствуют знаменитого поэта современные художники. В числе представленных на выставке имен -Шаймарданов, Нецветаев, Сафронов, Церетели, Ганрио. А всего выставка представит 300 изображений из 20 музеев России.