10.02.2019 00:01
    Поделиться

    Как дальше будут развиваться отношения между Москвой и Лондоном

    7 февраля британская The Daily Telegraph опубликовала очередную "утечку" по поводу инцидента в Солсбери: некие источники газеты утверждают, что к отравлению Сергея и Юлии Скрипаль якобы был причастен "третий фигурант из России". О том, что стоит за подобными вбросами и как дальше могут развиваться отношения Москвы и Лондона, накануне Дня дипломатического работника "РГ" рассказал посол России в Великобритании Александр Яковенко.

    - Как вы можете прокомментировать появление в британских СМИ все новых версий по "делу Скрипалей", которые зачастую противоречат друг другу?

    Александр Яковенко: Мы стали свидетелями развязанной британскими властями мощнейшей информационной кампании по очернению России - без каких-либо доказательств. Опубликованы сотни статей и телесюжетов со ссылками на так называемые утечки, цель которых - поддерживать на плаву официальную версию без предъявления фактов. Думаю, что большинство британцев находятся в плену медийной картины. Тем не менее здравомыслящие люди по-прежнему задаются вопросом, почему официальный Лондон так и не представил веских свидетельств в поддержку своих обвинений.

    - Продолжает ли посольство добиваться от британской стороны консульского доступа к гражданам РФ и информации об их местонахождении?

    Александр Яковенко: По прошествии года британская сторона так и не представила нам итогов расследования, мы не имеем консульского доступа к Сергею и Юлии Скрипаль, не знаем, что с этими людьми происходит и какой степени давление на них оказывается. Естественно, будем добиваться от британской стороны выполнения обязательств по консульским конвенциям и полной транспарентности в отношении того, что произошло в Солсбери 4 марта прошлого года.

    - Как обстоит дело со взаимным восстановлением штата дипмиссий, сокращенных по инициативе Лондона? Отношения по-прежнему остаются в тупике?

    Британцы - прагматичные люди, и взаимная торговля развивается достаточно активно

    Александр Яковенко: Политически получается так. И мы не видим с британской стороны реальной заинтересованности в выправлении ситуации. Нет конкретных шагов, направленных на восстановление условий для нормального функционирования посольства России, которое (как и британское в Москве) уже почти год работает в усеченном составе. По вине британской стороны мы не можем наладить нормальную ротацию персонала со всеми вытекающими последствиями для эффективности как дипломатической, так и консульской работы. Наши предложения, направленные на изменение позиции британской стороны, остаются без ответа. Думаю, столь простой вопрос является лакмусовой бумажкой намерений британской стороны в плане дальнейшего состояния наших отношений.

    Должен отметить, что не Россия заявила о сворачивании официальных контактов. Это было сделано премьер-министром Терезой Мэй в ее выступлении в парламенте по следам происшествия в Солсбери.

    Что касается нас, то мы и впредь будем использовать любую возможность для извлечения выгоды из отношений с Великобританией. Несмотря на жесткую линию британского руководства, задачей российских дипломатов остается последовательное разъяснение наших подходов, причем не только правительству, членам парламента, но и широкой британской общественности. Интерес к этому есть. Например, информация, публикуемая посольством в соцсетях, объективно востребована британской публикой: наш аккаунт в Twitter - самый популярный среди аккредитованных в Лондоне дипломатических миссий.

    - При этом в торгово-экономической сфере все выглядит не так уж плохо.

    Александр Яковенко: Британцы - прагматичные люди, и взаимная торговля развивается достаточно активно, даже несмотря на мощную кампанию в прессе, где Россия предстает чуть ли не разваливающимся государством. В Лондоне прекрасно видят стабильное развитие нашей экономики и возможности, которые открываются для зарубежных предпринимателей. По предварительным оценкам, российско-британский товарооборот второй год подряд растет темпами порядка 20-25 процентов и приблизился в 2018 году к 15 млрд долларов. Великобритания стала ведущим инвестором в российскую экономику из числа западных стран.

    То же можно сказать о культурных связях, которые меньше всего подвержены политическим колебаниям. Хотя и здесь чувствуется отсутствие важных начинаний и событий, которыми блистали эти отношения еще несколько лет назад. Имею в виду крупные выставки и совместные планы на перспективу, которые должны носить долгосрочный характер. Без политических сигналов с Даунинг-стрит такая работа вряд ли будет носить масштабный характер. Несмотря на политические обстоятельства, 2019 год объявлен российско-британским Годом музыки.

    - Какую роль в отношениях Лондона и Москвы играет фактор "брекзита"?

    Александр Яковенко: Выход из Евросоюза ставит перед этой страной задачу переосмысления своего места в мире. Лондон объективно теряет рычаги влияния на принятие политических решений в ЕС, остается за скобками этого большого политико-экономического объединения. Отсюда и желание нарастить свою роль, например, в рамках НАТО - к сожалению, за счет усиления конфронтационной риторики в отношении России. Лондон открыто сделал заявку на лидерство среди стран западного блока в деле "сдерживания" и дискредитации России. Сегодня мы видим, как Лондон безоговорочно поддержал США в их усилиях по демонтажу Договора о ракетах средней и меньшей дальности. И это при том, что общественное мнение понимает ущербность такого подхода к опасностям, которые подстерегают европейский континент в случае слома этого предпоследнего из крупных договоров в области стратегической стабильности.

    Когда верстался номер

    Хиллари стала "голубем"

    Заявление бывшего кандидата в президенты США Хиллари Клинтон в отношении Договора по ракетам средней и меньшей дальности стало первым публичным нарушением сложившегося на этот счет консенсуса между демократами и республиканцами. До сих пор решение Трампа выйти из соглашения не было предметом партийных споров и считалось в США если не безупречным, то уж точно оправданным.

    Но выступая в Джорджтаунском университете, г-жа Клинтон включила развал соглашения с Россией во внутриполитическую повестку США, обозначив причины, по которым это решение Трампа следует критиковать в будущем, в том числе в ходе следующей избирательной кампании. По мнению Клинтон, "последнее, что сейчас нужно миру, - это гонка ядерных вооружений". Экс-госсекретарь считает, что в кризисной ситуации она в качестве президента нашла бы более дипломатичный подход к ситуации, поскольку прекращение какого-либо соглашения с Москвой без переговоров только "увеличивает непредсказуемость". Впрочем, здравый взгляд на международную безопасность Хиллари Клинтон, которая по мере приближения к президентской кампании перековалась из "ястреба" во внешнеполитического "голубя", не разделяют в нынешней американской администрации. В четверг заместитель госсекретаря США Андреа Томпсон с присущей дипломату пафосом и воинской бравадой заявила, что США не считают опасной российскую систему "Посейдон", так как Америка обладает сильнейшей армией в мире. В отличие от хранящего молчание Пентагона, видимо, ей виднее, что угрожает безопасности США, а что нет.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться