11.02.2019 14:41
    Поделиться

    Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов станет обязательным

    8 февраля в медиацентре "Российской газеты" состоялась пресс-конференция на тему: "Итоговое собеседование по русскому языку для выпускников 9 классов. Организация и проведение ЕГЭ-2019".

    В пресс-конференции приняли участие:

    - Анзор Ахмедович Музаев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;

    - Оксана Александровна Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ);

    - Игорь Круглинский - начальник Управления организации и проведения итоговой аттестации Рособрнадзора.

    Анзор Музаев: "1 февраля стартовала кампания государственной итоговой аттестации в 2019 году. Это первая точка отсчета, когда все наши базы данных наполняются информацией об участниках. На участие в ЕГЭ в 2019 году заявилось свыше 779 тысяч человек. Это на 50 тысяч больше, чем в прошлом году. Увеличение связано в первую очередь с ростом числа выпускников. Их в этом году будет сдавать ЕГЭ почти 678 тысяч. В 2018 году выпускников было почти 640 тысяч.

    Выбор предметов участниками ЕГЭ в 2019 году

    Лидером среди предметов по выбору, как и в прошлом году, остается обществознание. Его выбрало 385 тысяч человек. По сравнению с прошлым годом, наблюдается значительное увеличение ребят, выбравших физику, химию, биологию. Самым массовым экзаменом остается русский язык - его выбрало 720 тысяч человек. Прирост по физике по сравнению с прошлым годом - 20 тысяч человек, по химии - тоже 20 тысяч, по биологии - 30 тысяч. Будем надеяться, что ребята выбрали эти предметы осознанно, все явятся на экзамены, сдадут их положительно.

    Изменения в проведении государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах

    В декабре были изданы новые порядки проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. Здесь есть ряд значительных изменений, одно из которых - право выбора только одного уровня ЕГЭ по математике - базового или профильного. Раньше участники могли выбирать оба уровня на всякий случай, при этом, не посещая тот или иной уровень.

    Для категорий учащихся 10-х классов, которые были на индивидуальном плане, в этом году это право сохранится. Но через год уже ни один участник экзамена в России не сможет в 10-м классе сдавать базовую математику или профильную, только в 11-м классе. И пересдача будет проходить через год.

    Пересдача базовой математики отменена, если имеется положительный результат и получен аттестат. То есть, пересдавать можно будет только профильную математику, чтобы улучшить результат для того, чтобы поступить в тот или иной вуз.

    Впервые в этом году будет проводиться экзамен по китайскому языку. Китайский язык у нас в стране изучает около 17 тысяч школьников. Сейчас идет рост количества учащихся, изучающих этот язык. Для проведения государственной итоговой аттестации по китайскому языку разработаны контрольные измерительные материалы. Апробации по нему проведены, мы готовы проводить этот экзамен. Из 43 субъектов РФ заявилось 289 ребят, которые готовы сдавать китайский язык. Надеемся, что с каждым годом их количество будет значительно увеличиваться, тем более что вузы будут сейчас более активно реагировать на это. Со следующего года большинство вузов уже уверенно внесет в правила приема эту норму.

    Проведение ЕГЭ в Республике Крым и в Севастополе

    До сих пор школьники Республики Крым и Севастополя могли сдавать ЕГЭ или быть аттестованными в старой форме. С 2019 года - только ЕГЭ. Рособрнадзор долго готовил этот переход. Было проведено много апробаций, очень много работы было проведено и со школами. Если брать прошлый год, то имея это право выбора, 66 процентов выпускников Крыма все-таки выбрали форму сдачи единого государственного экзамена, а в городе Севастополе 99,7 процентов сдавали единый государственный экзамен. На сегодня средние показатели по тому или иному предмету практически сравнимы с общероссийскими, поэтому с этого года в Республике Крым и Севастополе школьники сдают экзамены как во всех субъектах РФ.

    Досрочный этап сдачи ЕГЭ

    В марте будет досрочный этап. Рособрнадзор мониторит ситуацию: что сейчас происходит в регионах, готовы ли пункты проведения экзамена, готово ли все оборудование. Каких-то серьезных сигналов о том, что нет готовности нет. Все идет в плановом режиме.

    В Рособрнадзоре работает "Горячая линия ЕГЭ", куда можно обратиться с вопросами. Телефон "Горячей линии": (495) 984 89 19.

    На экзамен выпускникам необходимо приносить только те предметы, которые прописаны в порядках, закупать и собирать деньги на картриджи, бумагу, на организацию экзамена школьники и их родители не должны, это ответственность субъекта РФ. Все должно быть представлено за счет государства. Если подобные случаи возникают, и идет какой-то сбор несанкционированный и объясняется это тем, что это необходимо для организации экзамена. Рособрнадзор будет благодарен, если по таким или подобным вопросам граждане, ученики будут звонить на телефон доверия ЕГЭ (495) 104 68 38, он уже много лет работает. Попрошу всех участников, если у вас есть какие-то подозрения или сомнения, или склонения на сбор денег или какие-то незаконные действия, обращайтесь к нам. Каждый индивидуальный случай рассматривается у нас руководителем службы Сергеем Сергеевичем Кравцовым, ведутся специальные таблицы по каждому индивидуальному случаю, пока мы не разберемся до конца в ситуации, по каждому отдельно взятому звонку.

    Государственная итоговая аттестация в 9-х классах

    Проведение государственной итоговой аттестации в 9-х классах - ответственность субъекта. Если сравнивать две процедуры - единый государственный экзамен и аттестацию в 9-х классах, то пока такой объективности результатов в экзамене в 9-х классах по сравнению с ЕГЭ мы, к сожалению, не видим. Есть ряд вопросов и проблем нерешенных, и мы будем их совместно с регионами постепенно решать и наводить порядок в этом направлении.

    13 февраля впервые в штатном режиме пройдет итоговое собеседование по русскому языку. Это историческое событие - введение такого экзамена. Апробация проводилась во многих субъектах РФ, в том числе в национальных республиках. И учителя, и участники экзамена признали процедуру, форму и порядок проведения этого экзамена достаточно комфортным. Также все организовано для детей особенных, для детей-инвалидов, для них тоже создаются особые условия.

    На участие в собеседовании зарегистрировалось около 1,5 миллионов девятиклассников, результаты станут известны не позднее 19 февраля. Дополнительные сроки собеседования для получивших незачет либо пропустивших собеседование по уважительной причине, будут 13 марта и 6 мая".

    Об изменениях в контрольных измерительных материалах ЕГЭ

    Оксана Решетникова: "Если говорить об изменениях - это, действительно, очень точечные изменения, которые носят штатный характер. Они связаны с некоторой корректировкой измерителей. Так, например, в русском языке, некоторые изменения коснулись формулировки и критериев оценки заданий. Это 27-е задание, которое называется сочинение. В нем убран акцент на проведение аргументации с опорой на литературный материал.

    Практически по всем предметам контрольные измерительные материалы не дают возможности натаскать. Сейчас работа предоставляет выпускнику на экзамене возможность реализации своего потенциала, своих задач, то есть она заключается в умении работать в незнакомой ситуации с любым текстом, с любым заданием. И все акценты мы эволюционным методом задаем уже сейчас в текущих измерителях. Учителя, родители имеют абсолютно полную информацию о том, что они увидят на экзамене. Поскольку, кроме того, что опубликованы демоверсии контрольных измерительных материалов, наши коллеги записали по всем предметам видеоролики, в которых выступают не только члены комиссии по разработке, но и эксперты региональных предметных комиссий, которые освещают абсолютно все нюансы и особенности контрольных измерительных материалов по предметам. Можно увидеть, услышать и понять, а если возник вопрос, его можно задать, в том числе в ФИПИ. Мы всегда отвечаем на все обращения, которые к нам попадают.

    Осенью мы прошли достаточно большой путь по информированию и общению с региональными специалистами. В ФИПИ прошла серия онлайн-семинаров, где все 85 субъектов Российской Федерации и специалисты-предметники в этих регионах участвовали в обсуждении как настоящих, так и будущих изменений. Наши специалисты в регионах все в контексте и, в общем, всем понятны задачи на этот год. Поэтому, что касается ЕГЭ, в общем-то, здесь ситуация стабильная, штатная, и вполне прогнозируемая.

    Проведение собеседования по русскому языку

    Мы стоим на пороге очень важного направления в процедурах массовой оценки качества образования - устных форматов. Процедура проведения собеседования по русскому языку проверяет коммуникативные компетенции обучающихся. То есть это их умение выразительного осознанного чтения текста, умение строить монологическое высказывание, умение участвовать в диалоге, умение пересказывать прочитанный текст с включением дополнительной информации. Все это тесно сопряжено с умением и соблюдением языковых норм, как лексических, грамматических, стилистических, так и орфоэпических.

    То есть, почему процедура называется "собеседование по русскому языку"? Потому что проверка происходит с точки зрения правильности освоения языковых норм. Эта процедура интересна тем, что она строится на интересном для этого возраста материале. В контрольном измерительном материале используются возможности, во-первых, выбора. Участник процедуры может выбрать какую-то интересную для него тематику. Он может выбрать стиль, в котором он построит свой монолог. Он может описывать с опорой на фотографию какой-то сюжет. Он может повествовать, он может рассказать и поделиться какими-то собственными впечатлениями какого-то события. Он может порассуждать и вынести какой-то спорный материал на заданную тематику. Мы даем возможность выбрать и поучаствовать в диалоге. Ведь очень важно слышать собеседника, важно отвечать на поставленный вопрос. За две минуты нужно прочитать текст осмысленно, а потом пересказать его с вкраплением в него дополнительной информации, которая представлена в контрольном измерительном материале, например, в виде цитаты.

    Если говорить о воспитательной функции аспекта устного собеседования, то здесь два направления. Первое, это контент. Мы включили и построили наш измеритель на текстах, посвященных выдающимся людям нашего государства, нашей страны.

    Если говорить об очень серьезном воспитательном акценте, то здесь важный момент - с ребенком нужно говорить. В эту процедуру и в результат должна вкладывать школа и семья. Важно учителю участвовать в построении языковой компетенции грамотной речи. Умение доказать свою позицию, правильно донеся свою мысль. На любом предмете это важно. Поэтому мы не говорим о том, что мы перестанем развиваться в этом направлении. Но первый шаг сделан. Мы полагаем, во всяком случае, что Рособрнадзором и усилиями ФИПИ создана процедура, которая не должна быть психологически напряженной для наших выпускников. Она достаточно лояльна. Даже и смысл ее, когда "зачет" и "незачет" в качестве результата тоже психологически разгружает ситуацию. Плюс к тому, во всех конструктивных материалах, во всех методических рекомендациях, разработанных федеральным уровнем, главная установка - доброжелательная, комфортная атмосфера, которая должна быть на этой процедуре. Наши выпускники, в которых я абсолютно уверена, а я видела результаты многочисленных апробаций, умеют говорить. И эта процедура должна пройти, на мой взгляд, вполне спокойно".

    Компьютерный экзамен

    Игорь Круглинский: "Итоговая апробация ЕГЭ в компьютерной форме была осуществлена в ноябре 2018 года. В ходе этой апробации мы вообще ушли от бумажных носителей. Весь контрольный измерительный материал был на компьютере. То есть детям даже ничего не распечатывалось. Весь КИМ был переведен в компьютерную среду. Ребята приходили и выполняли его от начала и до конца за экраном компьютера.

    В 2019 году Рособрнадзором будет проведена широкомасштабная апробация. В ней примут участие все субъекты Российской Федерации. И по итогам этой апробации можно будет говорить уже о внедрении, либо это будет 2020 год, может быть - 2022 год".

    Оксана Решетникова: "Речь не идет о том, чтобы бумажный КИМ просто разместить в компьютерную среду и программным обеспечением его поддержать. А речь идет абсолютно об ином КИМе, который будет интерактивен, который будет давать нам широкий спектр возможностей, в том числе и в привлечении какого-то дополнительного материала для того, чтобы экзамен стал интересным. Как только технологически и организационно мы сможем себе это позволить, будем стоять во главе этого процесса".

    Поделиться