О развитии беспилотного городского транспорта активно заговорили еще в прошлом году после подписания мэром Москвы Сергеем Собяниным профильного соглашения с рядом отечественных производителей, IT-компаний и научных институтов. Глава столичного дептранса Максим Ликсутов тогда же сообщил, что первым видом городского транспорта, который перейдет на беспилотное управление, должен стать именно трамвай. Он пообещал, что город поддержит производителей, которые захотят протестировать такие системы. И вот прошло полгода, и полевые испытания уже начались.
Беспилотный трамвай для Москвы проектируют две отечественные компании - "ПК Транспортные системы" и Cognitive Technologies. Тестировать его начали 3-4 месяца назад непосредственно на заводе. Затем систему испытали в депо им. Баумана - выставляли на путях специальные коробки в виде препятствий. Трамвай останавливался перед ними сам. Как только препятствие убирали, трамвай продолжал движение без помощи водителя.
А около двух недель назад состоялся первый выезд трамвая по маршруту N17 (Останкино - Медведково). Правда, водитель в кабине все-таки был, но его задачей было лишь не мешать системе. Через месяц-два тестовые выезды по этому маршруту станут более частыми - технику пока также продолжит контролировать человек.
"Полностью беспилотный трамвай - это пока все-таки перспективная разработка. На данный момент тестируется только два основных элемента - автоматизированная система торможения, которая работает примерно как круиз-контроль на автомобилях, и контроль скоростного режима на маршруте, не позволяющий выходить из графика. Трамвай просто удерживает заданную скорость", - рассказал "РГ" представитель "ПК Транспортные системы".
Что касается самой системы управления, то в Cognitive Technologies "РГ" сообщили, что она должна обеспечивать детекцию транспортных средств, светофоров, пешеходов, остановок, стрелок и их положения, препятствий на дороге, включая остановку перед ними и возобновление движения после удаления препятствия, а также другой функционал. Следить за дорогой будет целый набор сенсоров: от 10 до 20 видеокамер, расположенных по периметру трамвая (длинный строенный вагон) и до 10 радаров. Оборудование при этом способно работать в любую погоду и время года. Цель внедрения системы - повысить безопасность дорожного движения. "Есть чисто человеческий фактор - ослепили фары, не заметил помеху и так далее. В результате - авария. Беспилотное же управление просто не даст ДТП случиться. Трамвай останавливается сам в случае внезапного появления преград на рельсах", - говорят в "ПК Транспортные системы".
В "Мосгортрансе" информацию об испытаниях "РГ" подтвердили и уточнили, что во время тестов будут соблюдаться все необходимые требования безопасности. Даже если электроника выйдет из строя, в кабине будет находиться водитель, который сможет взять управление в свои руки. Однако разработчики все же уверены, что после завершения этапов отладки водителя в кабине уже не будет. В компаниях называют сроки: с 2020 по 2022 год. За это время должны быть внесены необходимые изменения в законодательство, которые позволят беспилотному транспорту стать полноправным участником городского движения.
А если говорить о перспективах, то трамвай - это только начальный этап развития беспилотного транспорта. Столичный дептранс планирует внедрять беспилотники на кольцевой ветке московского метро. Технологию также будут испытывать на автобусах и электробусах.