Психолог: Ребенку до шести лет делать в интернете нечего

Ольга Маховская, научный сотрудник Института психологии РАН, автор книг для родителей:

Я считаю, что ребенку до шести лет делать в интернете нечего. Поскольку это возраст, до которого дети проходят через очень важный этап развития, начинающийся еще в три года и именуемый "ролевые игры". Если данный этап пропустить, заменить его гаджетами и провождением времени в интернете - ничего хорошего из этого не выйдет. Потери в развитии ребенка потом будет уже не восполнить. Именно в ходе ролевых игр дети обучаются, например, такому базовому навыку, как умение воображать. Компьютерные же или сетевые игры эту функцию берут на себя. В них ничего не надо придумывать самому, а нужно только следовать уже кем-то придуманному сценарию.

Еще один навык, развитию которого препятствует слишком раннее овладение гаджетами, - эмпатия. То есть умение сопереживать, ставить себя на место другого человека. Отсутствие способности к эмпатии приводит к тому, что дети идут в школу, не умея общаться ни со своими сверстниками, ни с учителями, не умея договариваться, отвечать за свои поступки.

Также страдает и речевая функция. Современные дети очень плохо говорят. Как раз из-за того, что живое общение им заменяют смартфоны, планшеты и интернет. Логопеды просто за голову хватаются. Многие дети хорошо соображают, довольно ловко решают различные комбинаторные задачи, но совершенно не умеют выражать свои мысли, не способны, как говорится, и двух слов связать.

Я хорошо понимаю, что без различных технологий, в том числе и информационных, человечество обходиться уже не может. В дальнейшем они будут только совершенствоваться и развиваться. Я вижу в них огромный образовательный потенциал. И никого не призываю срочно выбросить все гаджеты, компьютеры и телевизоры. Просто нужно понимать, что в руках ребенка с его неокрепшей психикой, отсутствием достаточного жизненного опыта это очень опасный инструмент. Бесконтрольно отпускать детей в интернет, вручив им смартфоны для упрощения собственной жизни, - в корне неправильно.

Маленького ребенка, его поведение и времяпрепровождение в интернете нужно жестко контролировать. Ну а к подростковому возрасту дети уже должны научиться самоконтролю. При условии, конечно, что ранее зачатки этого навыка были в них заложены. Кем? Родителями. Именно родители, а не общество, не учителя в ответе за воспитание своих детей. Если ребенку с раннего детства прививать хороший вкус, давать правильные установки да и вообще заниматься им, то к 12-14 годам он уже прекрасно сможет сам различать, что есть хорошо, а что плохо, сам фильтровать информацию, поступающую из интернета.

Знаете, я заметила такую особенность, что проводниками новых технологий в семье, как правило, являются папы. Поэтому их задача - быть своего рода моделью и примером для детей в вопросе использования различных гаджетов. Если папа не выпускает из рук смартфон, спит и ест с ним, то нелогично требовать от ребенка иного поведения. А когда у взрослых насыщенная жизнь, много всяких увлечений, то дети, особенно подростки, сами подтягиваются со временем и начинают разделять интересы родителей. И им становится попросту некогда проводить время в интернете.