12.02.2019 15:01
    Поделиться

    Совокупный госдолг регионов серьезно снизился

    Совокупный госдолг регионов снизился в 2018 году на 4,7 процента до 2,206 триллиона рублей. Это лучший результат за последние пять лет, подсчитали аналитики Национального рейтингового агентства (НРА).

    В 2014-2016 годах долги регионов ежегодно росли, а в 2017 году было зафиксировано снижение лишь на 1,6 процента. Среди факторов, повлиявших на снижение госдолга - рост доходов региональных бюджетов и комплекс антикризисных мер Минфина.

    Структура госдолга за 2018 год практически не изменилась: в ней по-прежнему преобладают бюджетные кредиты (42,6 процента), хотя некоторые регионы возвращаются к использованию коммерческих кредитов (28,8 процента) и облигационных выпусков (25 процентов). Прочие долговые инструменты, включая государственные гарантии, остаются мало востребованными, и на их долю приходится около 3,5 процента долга регионов.

    "Стабильная структура госдолга регионов может свидетельствовать о том, что федеральным центром найдено оптимальное соотношение источников долгового финансирования региональных бюджетов. Регионам больше не стоит рассчитывать на щедрую раздачу дешевых кредитов из федерального бюджета, происходившую в 2015-2016 годах, однако и возможности регионов по привлечению коммерческих кредитов и выпуску облигаций ограничены как высокой стоимостью таких источников финансирования, так и настоятельными рекомендациями Минфина проводить более осмотрительную бюджетную и долговую политику", - отмечает Александр Пахалов, руководитель проекта "Рейтинги регионов России" НРА.

    Госдолг снизился в 66 регионах, что также является лучшим результатом за пять лет. Еще в 3 регионах госдолг сохранился на неизменном уровне, и лишь в 16 регионах госдолг вырос. Лидер по снижению долговой нагрузки в 2018 году - Кемеровская область (этому региону удалось уменьшить объем госдолга более чем на 40 процентов). Также хорошие результаты продемонстрировали Иркутская область, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа - в каждом из этих регионов госдолг сократился более чем на треть.

    Среди регионов, допустивших в 2018 году увеличение госдолга, лидирует Тюменская область, где госдолг вырос на 123,5 процента. Однако в этом регионе отношение госдолга к собственным доходам бюджета остается низким, а общий уровень долговой нагрузки - вполне комфортным для бюджета. Аналогичная ситуация в Приморье, Московской и Челябинской областях. В этих регионах также существуют возможности наращивать долговую нагрузку без серьезных рисков для устойчивости региональных бюджетов.

    "Лишь в 16 регионах долговая нагрузка возрастает, однако для большинства регионов это не означает роста рисков: регионы привлекают долговое финансирование в разумных объемах и под приемлемые процентные ставки, - считает Александр Пахалов. - Единственное исключение - Республика Мордовия, которая продолжает ставить новые антирекорды по долговой нагрузке даже в условиях стабилизации макроэкономической обстановки и введения внешнего контроля над региональным бюджетом".

    В 2018 году федеральным центром был проведен эксперимент: три региона с наиболее высокой долговой нагрузкой были переведены на казначейское сопровождение, фактически означающее жесткий внешний контроль за региональной бюджетной политикой со стороны Минфина РФ и Федерального казначейства. В число "сопровождаемых" регионов в начале 2018 года вошли Костромская область и Республика Хакасия, а с середины 2018 года - еще и Республика Мордовия.

    Во второй половине 2018 года ситуация с госдолгом Мордовии осложнилась тем, что крупнейшие финансовые институты прекратили кредитовать регион из-за возросших рисков. В частности, в период с октября 2018 по январь 2019 года Минфин региона неоднократно объявлял аукционы на предоставление региону 22 кредитных линий с общим лимитом более 4 миллиардов рублей с целью осуществления выплат по ранее полученным кредитам, однако каждый раз аукционы объявлялись несостоявшимися из-за отсутствия заявок. "В январе 2019 года после очередной неудачной попытки привлечения заемного финансирования региональная администрация приняла решение получить необходимую сумму другим способом выставить на торги принадлежащее ей сельскохозяйственное предприятие "Тепличное". Впрочем, привлечение новых кредитов на погашение старых и распродажа имущества вряд ли могут решить проблему сверхвысокого долга региона. Спасти регион от дефолта и восстановить устойчивость бюджета в такой ситуации может только финансовая поддержка федерального центра", - полагают аналитики НРА.

    Если в начале 2018 года в "красной зоне" долговой нагрузки, означающей превышение объема госдолга над налоговыми и неналоговыми доходами бюджета, находились пять регионов, то концу года остались лишь два - Мордовия и Костромская область. Благодаря оптимизации долговой нагрузки "красную зону" покинули Карелия, Кабардино-Балкария и Хакасия. Более того, по расчетам НРА на 1 января 2019 года, в Костромской области также было зафиксировано снижение госдолга до уровня менее 100 процентов от собственных доходов.

    Ситуация с динамикой госдолга регионов могла бы быть еще более позитивной, если бы регионы не допустили традиционного привлечения новых долгов в конце года. Для регионов становится уже традицией привлекать кредиты для покрытия расходов и финансирования бюджетного дефицита перед Новым годом.

    За декабрь 2018 года суммарная долговая нагрузка регионов выросла на 7,4 процента. Привлечением новых долгов в самом конце года занимались 36 регионов. Активнее всего этим занимались Пермский край и Воронежская область, удвоившие объем госдолга в последние дни 2018 года.

    Поделиться