Как на Ставрополье отреагировали на итоги федеральной проверки АЗС

Специалисты Роскачества подвели итоги исследования качества автомобильного бензина в Ставропольском крае. Результат оказался неутешительным - на семи из 60 проверенных автозаправок обнаружен фальсификат.

Как сообщала наша газета ("Топливо проверят на число", "РГ" N 284 от 18.12.2018), Ставрополье было выбрано пилотным регионом для исследования не случайно - в СКФО, по данным Росстандарта, функционирует несколько нефтебаз с сомнительной продукцией. Проверяли только бензин марки АИ-92, который в России и странах СНГ является самым распространенным.

Пробы взяли на 26 АЗС известных компаний и на 34 частных автозаправках. Проверяли топливо на качество и безопасность по 31 показателю. Соответствующие нормы указаны в техническом регламенте Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" и в ГОСТе "Топливо моторное. Бензин неэтилированный. Технические условия". Специалисты также изучили экологические и эксплуатационные показатели взятых образцов.

- Большинство проб с нарушениями закуплено на небольших заправках. Исследование также показало, что топливо по цене ниже, чем на сетевых АЗС, уступает по качеству бензину крупных автозаправочных станций. Информация о нарушениях передана в Росстандарт, который уже начал принимать в отношении нарушителей меры административного воздействия вплоть до наложения "оборотных" штрафов, - сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Нарушений оказалось множество. Одна из основных проблем связана с оформлением документов на бензин. Даже на АЗС, где с качеством продукции все оказалось в порядке, обнаружились проблемы с соблюдением порядка обращения топлива на рынке. Во время закупки специалисты проверяли паспорта на товар, и на 28 АЗС их предъявить не смогли. Это не значит, что их нет совсем, но, так или иначе, нарушение техрегламента налицо. Чаще всего грешат этим небольшие заправки. А у трети АЗС, кото- рые все же предъявили паспорта, документы оказались просрочены.

Но данные нарушения касаются больше надзорных структур. Для покупателей неразбериха с документами на топливо не особо важна, а вот бензин ненадлежащего качества - это уже существенная проблема.

- Одним из ключевых показателей качества топлива является октановое число - оно характеризует стойкость бензина к воспламенению под воздействием сжатия. Чем оно выше, тем больше давления можно оказать на топливо, не вызывая детонации. Несоответствие октанового числа заявленному классу может привести к уменьшению КПД двигателя, увеличению расхода топлива и разрушению поршневой группы. Топливо, не соответствующее заявленному октановому числу, было обнаружено на одной частной АЗС, - сообщил начальник испытательной лаборатории "ОНКО-ВНИИ НП" Александр Гордейко.

На пяти частных заправках в АИ-92 была превышена концентрация оксигенатов, еще на трех - содержание кислорода. Последний в бензине может спровоцировать некорректную работу датчиков расхода воздуха и привести к чрезмерному окислению деталей. На семи АЗС обнаружено превышение содержания серы в топливе, что сокращает срок службы масла и топливных форсунок.

Критичных нарушений, из-за которых заправленная машина просто встанет намертво, проверяющие не обнаружили. Это нисколько не оправдывает нарушителей, но хотя бы дает водителям возможность вздохнуть спокойно. Например, в составе бензина не нашлось механических примесей и воды, способных негативно повлиять на работу двигателя. Также не было выявлено превышений концентрации свинца, марганца и железа, несоответствий стандартам объемных долей монометиланилина, бензола, ароматических и олефиновых углеводородов, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

На частных заправках болезненно отреагировали на опубликованную информацию.

- Сейчас в выпусках новостей только и говорят об этих нарушениях, причем акцент, естественно, делают на частные заправки. Для нас это удар ниже пояса, потому что люди и так неохотно к нам едут, только снижением цены и удается привлекать клиентов. И все же владельцы более-менее дорогих машин проезжают мимо. Нужно было контроль устанавливать давным-давно и проверять регулярно и анонимно. Нарушителей закрывать или штрафовать. Тогда везде нормальный бензин был бы и можно было бы как-то конкурировать с сетевыми заправками, - посетовал в беседе с корреспондентом "РГ" владелец одной из частных АЗС в Шпаковском районе Ставрополья.

В Роскачестве тем временем подчеркивают, что, если в автомобиле возникнут какие-либо неполадки, связать их с бензином будет крайне сложно.

- Собственно, исследование подтвердило то, о чем все и так знают - нельзя доверять "безымянным" заправкам. Благо в Ставрополе большой выбор, все основные федеральные сети представлены. Лично я с бензином очень плохого качества не сталкивался, заправляю 92-м свою Lada Kalina. До этого был ВАЗ-21099, тоже проблем не было. Хотя скверное топливо постепенно влияет на состояние механизмов, может быть, я просто не заметил и связал износ с пробегом, - отметил водитель с 12-летним стажем Виталий Милаев.

Кстати

Согласно информации Росстандарта, в 2018 году доля топлива, в котором обнаружили нарушения физико-химических характеристик, в общем объеме проверенного бензина снизилась до девяти процентов. На небольших АЗС проблемная продукция встречается гораздо чаще, чем на сетевых (22 процента против 3,5). Самые распространенные нарушения - превышение массовой доли серы, температуры вспышки в закрытом тигле, несоответствие октанового числа и наличие монометиланилина.

Также Росстандарт доработал методические рекомендации для тех, кто решил заняться общественным контролем на топливном рынке. В "методичке" объясняется, как организовать такие проверки на автозаправочных станциях, порядок публикации и разглашения полученных результатов. Для более эффективного общественного контроля скорректирован ГОСТ по методам отбора проб топлива на АЗС. Раньше стандарт допус-кал отбор только из резервуаров по сложной и недоступной для активистов процедуре. С первого мая 2018 года появилась возможность делать это прямо из "пистолета".

Если проверки проведены по "методичке" и в Росстандарт переданы доказательные материалы, в отношении нарушителей возможно применить меры административного воздействия, включая наложение штрафа.