Сергею Тонкову 38 лет, из них 14 он живет в Петербурге: переехал сюда с Урала, когда сетевая компания, где он трудился, перевела его в Северную столицу как одного из самых успешных сотрудников. В кризис сеть рухнула, и Сергей остался без работы.
- Интересных мне вакансий на рынке не было, - говорит он. - А значит, рассудил я, такую работу надо придумать.
Идея озарила его однажды утром, когда он натягивал носки. Этот предмет одежды, по его мнению, может и должен стать модным аксессуаром; манифестом, объявляющим о чертах характера владельца или как минимум о его настроении. Носки владелец должен подбирать не только к брюкам или погоде, но и к глазам, к часам, к событию, на которое отправляется. Это, конечно, весьма хипстерский взгляд на утилитарный предмет, но Сергей и сам принадлежит к категории хипстеров и неслучайно был уверен, что его идея сумеет завоевать рынок.
Он промониторил ситуацию и выяснил: чулочно-носочных фабрик в России много, но производят они, как правило, однотонную скучную продукцию. При этом затраты на изготовление этого предмета одежды достаточно скромны и в производстве носки не сложны. Носки первого сорта, где в составе пряжи 80 процентов - натуральный хлопок (и вяжутся они достаточно плотно), не могут стоить дешевле 60 рублей. А вообще стандартная цена такой пары качественных, но "скучных" носков - 100 рублей.
"Носки со смыслом", которые взялся производить Сергей Тонков, стоят в разы дороже. Но они разительно отличаются от остальных. Это носки-сувениры, носки-подарки. Их с удовольствием раскупают, например, туристы: приятно привезти на память из Петербурга не стандартные магнитики или брелок с Петропавловской крепостью, изготовленные в Китае, а нужный предмет с забавной надписью вроде "Никто никому ничего не дождик". "Креативные носки" влет раскупают на подарки к "мужским праздникам": ироничный рисунок, изображающий бритвенный станок или пену для бритья, - повод улыбнуться над традиционным выбором подруг к 23 февраля.
- Наши носки вдохновляют, - подчеркивает Сергей Тонков. - Можно сказать, что мы производим не носки, а настроение, эмоции.
Стоимость пряжи в таких изделиях не отличается от среднерыночной и составляет 30-40 рублей. Отпускная цена для крупных оптовиков - по 160 рублей за пару. Потребителю покупка такой пары обходится в 400 рублей.
Сергей поясняет: обычные черные носки премиум-класса машина может производить по 200 пар в сутки. Те, которые производит их фабрика - с разнообразными надписями и рисунками, - не более 80-100 пар. Новую коллекцию здесь выпускают каждый месяц, в ней от 6 до 30 моделей. А всего в ассортименте фабрики побывали уже порядка 1500 образцов: ведь здесь нередко принимают заказы на малые партии для корпоративных праздников, например. За минувший год фабрика, которая начала свою деятельность всего три года назад, продала 320 тысяч пар носков. Произвела - 306 тысяч. Четверть всего объема продукции расходится через онлайн-торговлю.
На самоокупаемость, по словам Тонкова, они вышли достаточно быстро. Десять миллионов, которые пришлось вложить инвестору в покупку фабрики и налаживание бизнеса, уже принесли свои плоды.
А вот другой пример того, как креативная индустрия превращает минусы в плюсы. Петербург, изначально строившийся как портовый город, практически не имеет пешеходных набережных: моря в городе не видно.
Эта проблема и стала отправной точкой для создания новой необычной городской локации: общественно-креативного пространства "Севкабель Порт".
Куратор проекта Алексей Онацко отмечает: использовать как козырь особенности локальной идентичности - беспроигрышная идея. Завод "Севкабель", который освободил в ходе модернизации часть своей территории на берегу Васильевского острова, выбирал между несколькими вариантами: продать эту территорию, сдать в аренду или сделать что-то новое. В итоге после переноса оборудования в соседние цеха остановились на создании общественного пространства, привлекательного для жителей города. Теперь на четырех гектарах в исторических корпусах мануфактуры Siemens&Halske создается проект "Севкабель Порт".
После всех расчетов и экспертиз выяснилось: последнее предложение - самое выгодное. Предприятие вложило в проект порядка 350 миллионов рублей. И уже сейчас, спустя год, эту территорию не узнать. Сюда, на окультуренную набережную, с которой открывается вид на устье Невы и Финский залив, приходят и мамы с колясками, и пожилые пары, и молодежь. В цеховых корпусах разворачиваются выставки и спортивные состязания: здесь можно все - от фестиваля ретроавтомобилей до катания на скейтбордах. За минувший год "Севкабель Порт" провел порядка 125 мероприятий, некоторые из них посетили до 20 тысяч гостей. В обычный будний день это пространство принимает около тысячи посетителей, в выходной - порядка 5000. Уже десятки кафе и ресторанчиков открыли здесь свои двери. Средний чек в них - от 500 до 1000 рублей. Зимой начал работать каток с прокатом коньков. Словом, каждый посетитель оставляет здесь порядка одной-двух тысяч рублей. А ведь по словам организаторов, они пока пустили в дело только 35 процентов выделенной им территории. В планах устройство причалов и морские экскурсии, исторические "туры" по местным индустриальным объектам (многие здания промышленной архитектуры имеют здесь статус памятников), развитие сети студийных занятий для детей и взрослых. А еще создание Музея технологии исследования и развития Арктики. Кстати, очередь на аренду приведенных в порядок помещений здесь уже расписана на год вперед.
- Таким образом, капитализация территории вырастет у инвестора на порядок, - отмечает Алексей Онацко.
И это не считая того, какому числу предприятий малого бизнеса здесь нашлась работа. Сколько горожан и гостей города получили в Петербурге еще одну лакомую "точку притяжения".
Креативная индустрия все настойчивее внедряется в индустрию классическую. Чтобы завоевать рынок, потребителю следует предлагать не просто качественный товар с определенными заданными свойствами, но товар, который несет в себе некие дополнительные смыслы.
- Только так предприниматель, особенно не имеющий большого капитала, способен найти и завоевать свою нишу на рынке, - говорит директор фонда "Креативные практики", куратор проекта "Мастера России" Денис Щукин.
Мир переходит в эпоху "экономики впечатлений", а потому именно дополнительный смысл товара приобретает в нем все больший вес и цену. Вместе с товаром или услугой мы хотим приобрести эмоцию, некое переживание. И локальная идентичность здесь - мощный ресурс для новых идей.
В этом смысле, подчеркивает эксперт, туризм всегда был "экономикой впечатлений". Но особенность сегодняшнего дня заключается в том, что востребованным на рынке туристических услуг становится микролокальность. Успешно монетизировать можно именно ее. Отсюда такой интерес к самым необычным экскурсиям - например, по собственному району или кварталу, в котором живет человек. Оказывается, даже в каком-нибудь Купчино можно раскопать массу интересного. И это будет интересно не только исследователям, но и местным жителям, готовым отправиться в "тур вокруг квартала". .