12.02.2019 13:26
    Поделиться

    Петербургские бизнесмены рассказали, как заработать на эмоциях

    Чтобы начать новое дело, молодому предпринимателю, не обладающему солидным капиталом, необходимо включить в свой товар или услуги, которые он собирается вывести на рынок, элементы креативной индустрии. Сегодня это становится непреложным правилом успеха, считают эксперты, затеявшие полгода назад проект "Мастера России". Сегодня уже можно оценить, как это работает.

    Носки со смыслом

    Сергею Тонкову 38 лет, из них 14 он живет в Петербурге: переехал сюда с Урала, когда сетевая компания, где он трудился, перевела его в Северную столицу как одного из самых успешных сотрудников. В кризис сеть рухнула, и Сергей остался без работы.

    - Интересных мне вакансий на рынке не было, - говорит он. - А значит, рассудил я, такую работу надо придумать.

    Идея озарила его однажды утром, когда он натягивал носки. Этот предмет одежды, по его мнению, может и должен стать модным аксессуаром; манифестом, объявляющим о чертах характера владельца или как минимум о его настроении. Носки владелец должен подбирать не только к брюкам или погоде, но и к глазам, к часам, к событию, на которое отправляется. Это, конечно, весьма хипстерский взгляд на утилитарный предмет, но Сергей и сам принадлежит к категории хипстеров и неслучайно был уверен, что его идея сумеет завоевать рынок.

    Он промониторил ситуацию и выяснил: чулочно-носочных фабрик в России много, но производят они, как правило, однотонную скучную продукцию. При этом затраты на изготовление этого предмета одежды достаточно скромны и в производстве носки не сложны. Носки первого сорта, где в составе пряжи 80 процентов - натуральный хлопок (и вяжутся они достаточно плотно), не могут стоить дешевле 60 рублей. А вообще стандартная цена такой пары качественных, но "скучных" носков - 100 рублей.

    "Носки со смыслом", которые взялся производить Сергей Тонков, стоят в разы дороже. Но они разительно отличаются от остальных. Это носки-сувениры, носки-подарки. Их с удовольствием раскупают, например, туристы: приятно привезти на память из Петербурга не стандартные магнитики или брелок с Петропавловской крепостью, изготовленные в Китае, а нужный предмет с забавной надписью вроде "Никто никому ничего не дождик". "Креативные носки" влет раскупают на подарки к "мужским праздникам": ироничный рисунок, изображающий бритвенный станок или пену для бритья, - повод улыбнуться над традиционным выбором подруг к 23 февраля.

    - Наши носки вдохновляют, - подчеркивает Сергей Тонков. - Можно сказать, что мы производим не носки, а настроение, эмоции.

    Вместе с товаром или услугой мы хотим приобрести эмоцию, некое переживание

    Стоимость пряжи в таких изделиях не отличается от среднерыночной и составляет 30-40 рублей. Отпускная цена для крупных оптовиков - по 160 рублей за пару. Потребителю покупка такой пары обходится в 400 рублей.

    Сергей поясняет: обычные черные носки премиум-класса машина может производить по 200 пар в сутки. Те, которые производит их фабрика - с разнообразными надписями и рисунками, - не более 80-100 пар. Новую коллекцию здесь выпускают каждый месяц, в ней от 6 до 30 моделей. А всего в ассортименте фабрики побывали уже порядка 1500 образцов: ведь здесь нередко принимают заказы на малые партии для корпоративных праздников, например. За минувший год фабрика, которая начала свою деятельность всего три года назад, продала 320 тысяч пар носков. Произвела - 306 тысяч. Четверть всего объема продукции расходится через онлайн-торговлю.

    На самоокупаемость, по словам Тонкова, они вышли достаточно быстро. Десять миллионов, которые пришлось вложить инвестору в покупку фабрики и налаживание бизнеса, уже принесли свои плоды.

    Цена выхода к морю

    А вот другой пример того, как креативная индустрия превращает минусы в плюсы. Петербург, изначально строившийся как портовый город, практически не имеет пешеходных набережных: моря в городе не видно.

    Эта проблема и стала отправной точкой для создания новой необычной городской локации: общественно-креативного пространства "Севкабель Порт".

    Куратор проекта Алексей Онацко отмечает: использовать как козырь особенности локальной идентичности - беспроигрышная идея. Завод "Севкабель", который освободил в ходе модернизации часть своей территории на берегу Васильевского острова, выбирал между несколькими вариантами: продать эту территорию, сдать в аренду или сделать что-то новое. В итоге после переноса оборудования в соседние цеха остановились на создании общественного пространства, привлекательного для жителей города. Теперь на четырех гектарах в исторических корпусах мануфактуры Siemens&Halske создается проект "Севкабель Порт".

    После всех расчетов и экспертиз выяснилось: последнее предложение - самое выгодное. Предприятие вложило в проект порядка 350 миллионов рублей. И уже сейчас, спустя год, эту территорию не узнать. Сюда, на окультуренную набережную, с которой открывается вид на устье Невы и Финский залив, приходят и мамы с колясками, и пожилые пары, и молодежь. В цеховых корпусах разворачиваются выставки и спортивные состязания: здесь можно все - от фестиваля ретроавтомобилей до катания на скейтбордах. За минувший год "Севкабель Порт" провел порядка 125 мероприятий, некоторые из них посетили до 20 тысяч гостей. В обычный будний день это пространство принимает около тысячи посетителей, в выходной - порядка 5000. Уже десятки кафе и ресторанчиков открыли здесь свои двери. Средний чек в них - от 500 до 1000 рублей. Зимой начал работать каток с прокатом коньков. Словом, каждый посетитель оставляет здесь порядка одной-двух тысяч рублей. А ведь по словам организаторов, они пока пустили в дело только 35 процентов выделенной им территории. В планах устройство причалов и морские экскурсии, исторические "туры" по местным индустриальным объектам (многие здания промышленной архитектуры имеют здесь статус памятников), развитие сети студийных занятий для детей и взрослых. А еще создание Музея технологии исследования и развития Арктики. Кстати, очередь на аренду приведенных в порядок помещений здесь уже расписана на год вперед.

    - Таким образом, капитализация территории вырастет у инвестора на порядок, - отмечает Алексей Онацко.

    И это не считая того, какому числу предприятий малого бизнеса здесь нашлась работа. Сколько горожан и гостей города получили в Петербурге еще одну лакомую "точку притяжения".

    Экономика впечатлений

    Креативная индустрия все настойчивее внедряется в индустрию классическую. Чтобы завоевать рынок, потребителю следует предлагать не просто качественный товар с определенными заданными свойствами, но товар, который несет в себе некие дополнительные смыслы.

    - Только так предприниматель, особенно не имеющий большого капитала, способен найти и завоевать свою нишу на рынке, - говорит директор фонда "Креативные практики", куратор проекта "Мастера России" Денис Щукин.

    Мир переходит в эпоху "экономики впечатлений", а потому именно дополнительный смысл товара приобретает в нем все больший вес и цену. Вместе с товаром или услугой мы хотим приобрести эмоцию, некое переживание. И локальная идентичность здесь - мощный ресурс для новых идей.

    В этом смысле, подчеркивает эксперт, туризм всегда был "экономикой впечатлений". Но особенность сегодняшнего дня заключается в том, что востребованным на рынке туристических услуг становится микролокальность. Успешно монетизировать можно именно ее. Отсюда такой интерес к самым необычным экскурсиям - например, по собственному району или кварталу, в котором живет человек. Оказывается, даже в каком-нибудь Купчино можно раскопать массу интересного. И это будет интересно не только исследователям, но и местным жителям, готовым отправиться в "тур вокруг квартала". .

    Поделиться