Новости

12.02.2019 08:55
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Вкус к работе

В Мурманской области появился пищевой кластер
В Мурманской области создан производственно-пищевой кластер, который объединил 23 предприятия, представляющие местный пищепром и инвестиционную сферу.
Мурманская рыба - самый известный в стране региональный бренд. Фото: Павел Львов/РИА Новости Мурманская рыба - самый известный в стране региональный бренд. Фото: Павел Львов/РИА Новости
Мурманская рыба - самый известный в стране региональный бренд. Фото: Павел Львов/РИА Новости

Это стало итогом стратегической сессии, организованной Центром кластерного развития Мурманской области при поддержке министерства развития промышленности и предпринимательства области, в которой участвовали руководители ряда сельскохозяйственных и рыбопромышленных предприятий Заполярья.

Плюс кластеризация всей области

Как сообщил руководитель Центра кластерного развития Мурманской области Владимир Попов, на Кольском полуострове "кластерный" подход в развитии предпринимательства вполне себя оправдал. Уже четыре года в регионе успешно работает туристический кластер. За это время турпоток в Заполярье вырос почти на 48 процентов. Минувшим летом был создан дизайнерский кластер, включающий в себя компании, которые занимаются рекламой, полиграфией, переводами, радиовещанием и разнообразными творческими проектами. Теперь пришла очередь объединяться местным предприятиям, выпускающим пищевую продукцию. Как отметила заместитель министра развития промышленности и предпринимательства Мурманской области Татьяна Русскова, цель кластера - создание "конкурентного пищевого продукта, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан".

- Это объединение поможет предприятиям более продуктивно взаимодействовать между собой, поддерживать контакт, - подчеркнул Владимир Попов. - Кластерный центр окажет поддержку в рекламной и образовательной сферах, участии в региональных, всероссийских и зарубежных выставках. Словом, будет делаться все для того, чтобы облегчить предпринимателям работу и помочь снизить издержки.

В новое объединение могут вступить предприятия рыбного и сельского хозяйства, аквакультуры, пищевой промышленности, сервисные и сбытовые, образовательные и научные организации, институты развития. Каждый из участников получил анкету, ответы на вопросы которой определят, в какой помощи нуждаются предприятия.

- Нам понадобится и разработка бизнес-планов, и создание сайтов, и продвижение продукции, - отмечает генеральный директор рыбопромышленной компании Ирина Ширвель. - Интересны и предложения по участию в выставках и увеличению экспортного потенциала. У нас есть специфическая продукция, например, окунь мелкий непотрошеный, возможно, найдем ему хорошее применение. Второе предприятие, которое мы представляем сегодня, связано с переработкой. В Мурманске строится цех по переработке рыбы и морепродуктов, который планируем открыть уже в 2019 году. А значит, важно будет реализовывать продукты глубокой переработки.

Турпоток в Заполярье растет. А значит, местные продукты, олицетворяющие северную экзотику, будут приобретать все большую популярность

- Наше предприятие занимается брендированием продукции, мы предлагаем красивую упаковку для производителей продуктов питания, - добавил предприниматель Павел Пономарев, представляющий один из интерент-магазинов региона. - Прежде всего интересуют вопросы поддержки, возможности для дальнейшего развития предприятия. Мы очень надеемся на то, что благодаря участию в кластере сумеем найти новых партнеров и приобрести новый опыт.

Заполярные коровы-рекордсменки

Сегодня местным представителям пищепрома в Заполярье крайне важна информационная поддержка. Далеко не все жители региона знают, что Мурманская область знаменита не только рыбой и никелем. Здесь достаточно развита сельскохозяйственная отрасль, несмотря на то что регион находится за Полярным кругом. Например, принадлежащее одному из сельхозпредприятий региона стадо коров неоднократно становилось лидером по надоям, далеко опережая традиционные сельскохозяйственные регионы России. В 2009 году в Мурманской области был достигнут рекордный на тот момент уровень продуктивности - 10,32 тонны молока в год от каждой коровы. В среднем по России данный показатель на то время составлял около четырех тонн. Сегодня это предприятие переживает не лучшие времена, однако по-прежнему существует. Кроме того, сельхозпроизводители Мурманской области выпускают целую линейку молочной продукции, в том числе масло, которое успело прославиться отменным качеством. Оно пользуется у покупателей большим спросом несмотря на то, что масло, которое завозится в Заполярье из других регионов, ощутимо дешевле. Более того, на юге Кольского полуострова один из предпринимателей планирует создать промышленную пасеку и производить мед элитных сортов. Информация о производственных возможностях Заполярья в пищевой сфере пока распространяется недостаточно широко, сетуют предприниматели.

К уже существующим направлениям в работе пищепрома региона добавилось новое. В ноябре 2018 года на российско-финской конференции в Мурманске было объявлено о том, что компании Севера России и Финляндии начали воплощать в жизнь проект по переработке оленины и диких ягод в рамках программы "Коларктик". Бюджет проекта составляет около 2,5 миллиона евро и предполагает создание новых технологий переработки оленины и дикорастущих ягод.

- Переработка ягод дает отличную возможность для сотрудничества между северными регионами, - подчеркнула консул мурманского отделения Генконсульства Финляндии в Мурманске Сари Кантола. - Интерес к чистому арктическому сырью растет везде в мире. Мурманская область - надежный партнер в этом бизнесе.

На российских партнеров из Мурманской области, Ненецкого автономного округа и Санкт-Петербурга в этом проекте приходится около 1,3 миллиона евро. На эти средства предполагается закупить современное оборудование, чтобы улучшить технологические возможности предприятий. О будущих объемах выпуска оленины и ягодной продукции говорить пока рано, первостепенная задача на ближайшее время - улучшить технологии, отмечает директор международного центра арктического сотрудничества Татьяна Федорей.

Северное удорожание

Кроме информационной, пищепрому Заполярья требуется финансовая поддержка. Одна из главных проблем любого производства на Кольском полуострове - "северное удорожание", которое повышает себестоимость продукции примерно на 15 процентов, заявил президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Сергей Веллер. Ситуацию усложнило решение Конституционного суда о том, что полярные надбавки и районный коэффициент должны начисляться на минимальный размер оплаты труда. Решение справедливое, подчеркивает Сергей Веллер, но это сильно осложнило жизнь предпринимателям, поскольку себестоимость северной продукции стала примерно на 50 процентов выше, чем в средней полосе.

- Девяносто девять процентов малого бизнеса готовится к отъезду из Заполярья, - подчеркнул Сергей Веллер в одном из интервью. - Любой производственный бизнес становится просто неконкурентоспособным.

Данные Мурманскстата свидетельствуют: производство местной пищевой продукции сокращается. Например, за январь - ноябрь 2018 года производство колбасных изделий составило 82,2 процента к аналогичному периоду 2017 года, выпуск охлажденных и замороженных мясных полуфабрикатов - 58,4 процента, продукция из рыбы - 94,8 процента. А о том, насколько выросли цены, красноречиво свидетельствует такой показатель, как изменение стоимости минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц. Например, в декабре 2017 года этот набор стоил 4587 рублей.

В этой ситуации бизнесу необходимо не только сокращать издержки, но и искать новые пути продвижения своих товаров на рынке. Один из вариантов - участие в проекте бренда "Сделано в Арктике" и гастрономическом туризме. Еще минувшей осенью Мурманская область попала на "Гастрономическую карту России".

Речь идет о федеральном проекте, цель которого - развивать в стране гастрономический туризм, предлагая гостям еду, которую они не смогут попробовать нигде больше. В конце декабря в городе Кировске Мурманской области, который обрел широкую известность как "горнолыжная столица" региона, впервые состоялся фестиваль региональной кухни "Вкус Арктики". Турпоток в Заполярье растет высокими темпами. А значит, местные продукты, олицетворяющие северную экзотику - оленина, местные дикорастущие ягоды, разные виды морепродуктов, - будут обретать все большую популярность и дадут возможность заработать тем, кто их производит.

Мнение

Олеся Кужель, менеджер региональных проектов проектного центра развития Арктики "ПОРА", координатор проекта "ПОРА есть арктическое!":

- Сегодня в тренде все, что связано с Российской Арктикой - от экологии и политики до продуктов питания и рецептов коренных малочисленных народов Севера. Даже в центральной части России растет спрос на арктические продукты. Еще один тренд - это суперфуды, правильное питание, забота о своем здоровье. Он тоже напрямую затрагивает арктическую продукцию. Например, морошка - уникальная ягода, в которой витамина С в три раза больше, чем в апельсинах, а провитамина А (бета-каротина) больше, чем в морковке. В экологически чистой оленине содержится в три-пять раз больше витаминов группы В и железа, чем в говядине.

Экономика Товары и цены Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Мурманская область
Добавьте RG.RU 
в избранные источники