Славомир Ковальский руководил польским консульством в Осло с 2013 года. За пять лет он помог 150 польским семьям, у которых хотела забрать детей местная служба Барневарн. И это необязательно означает, что Ковальский помогал родителям, плохо обращавшимся со своими детьми. Как показало расследование, проведенное журналистами BBC, Барневарн - норвежская государственная социальная служба по помощи и поддержке детей и подростков - часто отбирает детей у родителей "без адекватного правового обоснования". Например, в сентябре один из "авторитетных экспертов Барневарн" был задержан правоохранительными органами за скачивание в интернете десятков тысяч электронных видео и фото, содержащих сцены сексуального насилия над детьми. А ведь мнение этого 56-летнего психиатра в течение многих лет было решающим при рассмотрении дел об изъятии детей из семей. Теперь, когда он осужден, некоторые из этих дел начали пересматривать по требованию общественности и, прежде всего, конечно, родителей.
Например, в сентябре прошлого года вернулись в семью двое из восьми детей местного политика Инез Арнесен, которые провели пять лет в органах опеки из-за того, что их мать обвиняли в рукоприкладстве, запрещенном норвежским законодательством. Обвинение с нее давно было снято, однако детей не возвращали по настоянию того самого "эксперта". Отдельной строкой идут дела, связанные с детьми иностранцев. В России о Барневарне заговорили после того, как в 2011 году с помощью польского частного детектива Кшиштофа Рутковского россиянка Ирина Бергсет вывезла в Россию своего старшего сына, которого служба опеки поместила в норвежскую приемную семью. В 2013 году россиянке Татьяне Бендикене суд вернул двух дочерей, отобранных после того, как их одноклассница сообщила, что видела, как родители их шлепают. Таких историй, и не только в российских семьях, в Норвегии было множество. Подтверждением этого является тот факт, что в 2016 году коллеги в МИД Польши даже присудили Славомиру Ковальскому звание "Консул года" за эффективное сотрудничество с местными властями по делам малолетних польских граждан, находящихся под опекой норвежских социальных служб. Заместитель министра юстиции Польши Михал Вуйчик, комментируя высылку дипломата, заметил, что "пан консул никогда не оставлял такие дела без внимания и иногда даже ночью, если было нужно, предпринимал действия для того, чтобы помочь соотечественникам".
По данным источника в польских дипломатических кругах, скандалом закончилось вмешательство Ковальского в ситуацию, произошедшую в городе Хамар в 120 километрах от Осло. Консул не соглашался с решением сотрудников органов опеки экстренно отобрать у поляков детей и поместить их у анонимных опекунов. Польские СМИ сообщают, что, когда он прибыл на помощь польской семье, полицейские вынудили его покинуть помещение, угрожая арестом, что является нарушением Венской конвенции о дипломатических сношениях. Дальнейшие действия Ковальского МИД Норвегии во вчерашней ноте оценил как "несовместимые со статусом дипломата", в том числе и в связи с "неподобающим поведением по отношению к сотрудникам органов общественного порядка". Тем не менее в Варшаве к консулу Ковальскому претензий не имеют и даже более того: обещают, что скоро он будет помогать полякам в других странах.