13.02.2019 20:01
    Поделиться

    Какие меры предпримет правительство для улучшения делового климата

    Власти вместе с бизнесом ищут способы увеличения инвестиций в реальный сектор экономики
    О том, как правительство собирается улучшить деловой климат в стране, сделать ведение бизнеса привлекательным и увеличить поток инвестиций в реальный сектор экономики, в интервью "РГ" рассказал заместитель министра экономического развития РФ Вадим Живулин.

    В январе 2019 года правительство утвердило план "Трансформация делового климата" по 12 направлениям. Расскажите о главных из них. Как они помогут увеличить приток инвестиций?

    Вадим Живулин: Это одна из самых важных задач, над которыми мы сегодня работаем. Несколько лет назад правительство серьезно озаботилось вопросами улучшения инвестиционного и делового климата. Было реализовано значительное количество мероприятий, которые уже дали положительный эффект. Наша страна в 2018 году поднялась на 31-е место в глобальном рейтинге Doing Business. Сегодня мы находимся между Францией и Испанией, в числе ведущих стран мира, что, несомненно, является результатом проделанной работы по улучшению делового климата.

    Некоторое время назад было принято решение предложить новый набор инструментов для привлечения инвестиций. Так появился список мероприятий по трансформации делового климата. Основная задача этого плана - предложить такие мероприятия, которые соответствовали бы самым острым запросам предпринимателей. Найти вместе с бизнесом проблемные зоны и предложить конкретные решения.

    В первую дорожную карту ТДК вошли 140 мероприятий по 12 направлениям. Восемь из них направлены на продолжение работы по дорожным картам "Национальной предпринимательской инициативы". Это таможенное администрирование, корпоративное управление, регистрация прав собственности, подключение к сетям, градостроительная деятельность и регистрация юридических лиц, налоговое администрирование и экспорт. К ним мы добавили и другие важные направления для формирования благоприятных условий ведения бизнеса: контрольно-надзорная деятельность, малое и среднее предпринимательство и развитие человеческого капитала. Особенность плана по трансформации делового климата еще и в том, что каждые полгода список направлений может пересматриваться и корректироваться с учетом пожеланий самих предпринимателей, ведь у бизнеса могут появляться новые сложности и барьеры, которые также требуют решений. Поэтому мы уже приступили к подготовке второго пакета инициатив для включения в план мероприятий ТДК. В него по инициативе предпринимателей войдет несколько новых направлений. Это, в частности, "Развитие предпринимательства в сфере туризма", "Защита интеллектуальных прав", "Предпринимательская деятельность в сфере сельского хозяйства", "Защита прав и законных интересов", "Экология".

    Основная задача - предложить такие мероприятия, которые соответствовали бы самым острым запросам предпринимателей

    Можете ли вы привести примеры пунктов плана, которые помогут предпринимателям в ведении или оформлении бизнеса?

    Вадим Живулин: Например, мы планируем предоставить возможность в электронном виде согласовывать границы земельного участка, сократить сроки подключения к газовым сетям для заявителей первой категории, сократить сроки предоставления госуслуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий при строительстве жилых объектов. И это далеко не все законодательные новеллы, которые должны облегчить предпринимателям жизнь.

    В план трансформации делового климата сейчас включены только федеральные меры. Как в этой работе будут задействованы регионы?

    Вадим Живулин: Мы рекомендуем регионам обратить внимание на ту работу, которая организована на федеральном уровне. Позже предложим субъектам на своих территориях сформировать такие же региональные планы. Кроме того, мы просим представителей региональной власти и предпринимателей направлять нам предложения по изменениям законодательства, которое вызывает трудности на местах. Традиционно кроме региональных органов власти привлекаем к работе РСПП, ТПП, "Деловую Россию", "ОПОРУ России", экспертов, отраслевые объединения, ассоциации, то есть стараемся сделать спектр мнений максимально репрезентативным.

    Приступило ли министерство к реализации нацпроекта по развитию малого и среднего бизнеса? Что уже сделано, что предстоит сделать?

    Вадим Живулин: Национальный проект подготовлен и утвержден. Во второй половине 2018 года мы работали над ним вместе с регионами, предпринимателями и ведомствами. Сегодня в нашей стране более 19 миллионов человек заняты в секторе малого и среднего предпринимательства. Задача, поставленная президентом, - достичь показателя в 25 миллионов к 2024 году. Национальный проект включает в себя пять федеральных проектов, каждый из которых сформирован таким образом, чтобы прицельно помогать бизнесу на каждом этапе его развития. Речь идет, к примеру, о популяризации малого бизнеса или о расширении доступа к заемным средствам.

    В декабре 2018 года правительство утвердило правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским банкам, которые в 2019-2024 годах будут кредитовать малый и средний бизнес по льготной ставке не более 8,5 процента годовых. Мы существенно расширили перечень банков, которые могут в этой работе участвовать. Теперь среди них будут не только крупные федеральные кредитные организации, но и региональные банки, проявляющие интерес к теме кредитования бизнеса. Уже с конца февраля они должны начать выдавать льготные кредиты. Программа льготного кредитования будет продлена на весь срок реализации нацпроекта.

    Постепенно вся система финансовой поддержки МСП станет многоканальной. Бизнес получит возможность не только брать льготные кредиты в банках, но и пользоваться поддержкой в рамках Национальной гарантийной системы, прибегать к помощи региональных микрофинансовых организаций, а также доступ к новым лизинговым программам. Благодаря этому к 2025 году планируется увеличить совокупный объем долгового портфеля субъектов МСП почти в два раза - до 9,5 триллиона рублей в год.

    Как будет работать Национальная гарантийная система, которая сейчас формируется?

    Вадим Живулин: Целью работы Национальной гарантийной системы, в орбиту которой включены "Корпорация МСП", МСП Банк и региональные гарантийные организации, является расширение возможностей субъектов МСП в получении кредитов и стимулировании коммерческих банков улучшать условия кредитования бизнеса. В частности, региональные гарантийные организации предоставляют гарантии и поручительства по финансовым и кредитным обязательствам субъектов МСП, у которых нет достаточного залогового обеспечения. Размер гарантии может доходить до 70 процентов от величины займа. Субъекты МСП смогут привлечь гарантии и поручительства "Корпорации МСП", МСП Банка, а также с одновременной поддержкой двух или трех участников НГС.

    По итогам 2018 года консолидированный объем финансовой поддержки МСП с участием НГС, включая прямые кредиты МСП Банка, составил 273 млрд рублей.

    В рамках национального проекта гарантийная поддержка предпринимателей будет расширена, увеличена капитализация региональных гарантийных организаций за счет средств федерального бюджета. Причем размер субсидии конкретному региону будет рассчитываться исходя из величины гарантийного капитала, степени обеспеченности гарантийной поддержкой, коэффициента эффективности гарантийной деятельности и уровня софинансирования.

    После кризиса 2008 года по всей стране стали появляться технопарки, особые экономические зоны, корпорации развития, территории опережающего развития и другие подобные институты. Какие выводы вы сделали об их эффективности спустя 10 лет?

    Вадим Живулин: В целом вся система, направленная на создание преференциальных режимов, дала положительные результаты. Есть множество примеров, когда такие режимы помогали привлекать бизнес, открывать новые производства и делать их эффективными. Востребованными стали промышленные парки и технопарки, создаваемые для развития малых и средних производственных предприятий.

    Но есть и обратные примеры, когда предоставление льгот не привело к результатам и не способствовало привлечению резидентов. Поэтому мы хотим учесть все ошибки и сейчас готовим пакет предложений, направленных на унификацию инструментов развития территорий. Можно сказать, что это следующий этап и эволюция преференциальных режимов. Важно для каждого вида деятельности предложить необходимый набор решений и преференций исходя из его особенностей и параметров, а также комбинировать меры поддержки в зависимости от региона и поставленной задачи. Пока эти предложения находятся в стадии обсуждения и поиска эффективных решений.

    Поделиться