В Берлине не так холодно. В декабре температура может подниматься даже до +10. Другое дело дожди, но, как показывает практика, велосипедистов они не сильно пугают: многие ездят в дождевиках или водонепроницаемых куртках. В крайнем случае дождь можно переждать, надев на сиденье специальную защиту, чтобы оно не промокало.
Чисто. Здесь помогает городская архитектура. Дороги спроектированы таким образом, что, несмотря на обилие парков и заповедников, грязь и земля на дороги и проезжую часть почти не попадают, а вода, кроме как в экстренных случаях, сразу стремится в канализацию.
Удобно. Велосипед - это свобода. В пределах берлинского кольца на нем можно доехать в любую точку не дольше чем за полчаса. При этом ты не зависишь от расписания электричек, автобусов и трамваев, а также пересадок и стыковок. Ведь если в Москве ты сел и спокойно читаешь книжку, пока поезд едет по длинным перегонам, то тут едва ты только ее откроешь, как сразу приходится выходить, чтобы сменить транспорт. Помимо этого, велосипедные дорожки в Берлине сделаны прекрасно: они есть везде, люди приучены велосипедистов пропускать, а в дальнейшем планируется под велосипеды отгородить части больших проспектов. Если уж велосипедист забрался в какие-нибудь дебри, то выбраться легко: все трамваи, метро и электрички приспособлены для перевоза двухколесных друзей, нужно только купить дополнительный билет (1,60 евро). Многие мои знакомые так и делают: едут до крупной пересадочной станции на велосипеде, там его оставляют и продолжают свой путь на общественном транспорте.
Недорого. В Берлине, да и в Германии в целом, очень часто воруют велосипеды. Когда на открытом заседании у мэра города обсуждалась эта проблема и он спросил у зала, у кого крали велосипед и сколько раз, то несколько людей подняли руку, когда он дошел до цифры 5, а одна женщина откликнулась и на цифру 7. Кроме того, в Германии постоянно дожди. Видимо, поэтому к своему велосипеду те, кто часто ездит, относятся легко. У многих есть велосипеды "выходного дня", а есть "ежедневные", которые не жалко оставить где-то или продать потом за бесценок по интернету или на многочисленных велосипедных ярмарках. Существуют даже открытые мастерские, в которых есть необходимые крепления и инструмент для самостоятельного ремонта. Если свой велосипед зимой использовать жалко, то компаний, предоставляющих городские велосипеды - пруд пруди, причем среди них есть и с электрическим двигателем, которые можно оставлять даже за городом. Принципиальное отличие не только от России, но и от большинства европейских стран в том, что практически ни у одной компании нет физических станций. Велосипед можно оставлять в любом месте в пределах города, просто нужно защелкнуть замок. Есть даже годовые абонементы, в которые включено неограниченное количество получасовых поездок.
Спортивно и экологично. На велосипеде хоть как-то двигаешься. В Европе плотность станций общественного транспорта такая, что в пределах 5 минут пешком ты всегда найдешь остановку. Ходить практически не нужно, поэтому если хочешь немного даже не размяться, а просто почувствовать свои ноги, то велосипед - отличное решение. Второй аргумент прозвучит для нас странно, но это экологичность велосипеда. Европейцы с детства посещают музеи, в которых им рассказывают о негативном влиянии СО2 и проблемах экологии. Поэтому люди не против заплатить чуть дороже за электропоезд, за электричество, которое добывается только из возобновляемых ресурсов, или пересесть на велосипед.
Все же зимой количество велосипедов на улице снижается, но не настолько, чтобы неосмотрительно заступать на велодорожки. В других городах Германии ситуация другая. Это зависит от климата, например, в Гамбурге очень сильный ветер, а ближе к горам на улицах нередко гололед. Во вторую очередь это зависит от инфраструктуры. И в Германии есть города, в которых велосипедистов не жалуют и дорожки для них строить не хотят.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"