Возможно, производство деликатесов для животных из оленины кому-то покажется настоящим барством. Но только не оленеводам Ямала. Для них это, напротив, означает, что переработка продукции оленеводства становится более глубокой, львиная доля субпродуктов и биологического сырья от оленей, идущих на убой, идет в дело.
Сегодня, по данным департамента АПК региона, переработка сырья в оленеводстве составляет 80 процентов. А предприниматель Петр Худи, занимающийся скупкой пантов и рогов у оленеводов, считает, что эта цифра недотягивает и до 50 процентов. Сдается главным образом мясо, остальное, кроме части рогов и пантов, просто выбрасывается, ценная кровь сливается. При этом закупочная цена мяса - всего 200 рублей за килограмм, пантов - 2000.
К слову, панты на Ямале продают в основном нелегально, поскольку в нашей стране до сих пор не разработана система сертификации и лицензирования этой продукции. Если будет налажен прием пантов, среднестатистический оленевод сможет получать от одного оленя почти в 10 раз больше прибыли, чем сегодня. Что, в свою очередь, позволило бы оленеводам не наращивать поголовье, а вести хозяйство более интенсивно, что очень важно в условиях нехватки пастбищ.
Справка РГ
Как уже писала РГ, сегодня в арктическом регионе сложилась критическая ситуация с пастбищами: за последние полвека численность оленей в ямальской тундре удвоилась и достигла 760 тысяч - это самое большое стадо в мире и половина общероссийского поголовья. В то же время природных ягельников, по подсчетам ученых, достаточно лишь для половины такого количества животных.