13.02.2019 19:07
    Поделиться

    Уральские клининговые фирмы захотели выйти из тени

    При "Опоре России" создана профильная комиссия, задача которой - консолидировать тех игроков клинингового рынка, которые согласны перейти из "серой" зоны в "белую", а также выработать правила профессиональной деятельности.

    Сегодня, по оценке экспертного сообщества, в Свердловской области стабильно работает около 120 агентств профессиональной уборки. Ротация на рынке очень сильная, основную конкуренцию региональным компаниям составляют федералы и многочисленные ИП-однодневки. Одна из главных проблем этого бизнеса - жесточайший демпинг.

    - Порог вхождения очень низкий: не надо открывать производство, брать сумасшедшие кредиты. Главное - правильно выстроить менеджмент. Новые игроки, у которых нет необходимости содержать большую инфраструктуру, могут позволить себе демпинговать. И они это начали активно делать в госзакупках: в рамках 44-ФЗ цены опускают на 70-80 процентов от начальной минимальной. Рынок стал низкорентабельным - 2-5 процентов. Зачастую клининговые компании участвуют в торгах и выигрывают "в ноль" - лишь бы была какая-то работа, - комментирует ситуацию Алиса Локшина, глава комиссии по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления при свердловском отделении общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".

    Самое затратное в этом бизнесе - персонал, на фонд оплаты труда приходится 70-80 процентов общего объема трат, на закупку химпрепаратов - 10, столько же составляют накладные расходы. Заключать договоры за копейки можно, только если выдавать зарплату в конвертах и не платить налог на доходы физлиц (НДФЛ), поясняет эксперт. А также оказывать услуги без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Долгое время налоговая служба закрывала на это глаза, но, когда отдельные клининговые компании в Москве доросли до миллиардных оборотов, стало очевидно, что это далеко не малый бизнес. Система приема электронных деклараций АСК НДС-3, запущенная в 2015 году по всей России, позволила выявить непрозрачность цепочек контрагентов в клининге. Федеральным игрокам дали срок до 1 января 2019-го, чтобы доказать свою добросовестность. Теперь тренд спустился в регионы.

    - Уровень "серости" клинингового рынка очень высокий, поэтому первая задача - собрать максимальное количество участников, которые смогут между собой договориться о неких внутриотраслевых правилах. Например, не проявлять агрессию по отношению к другим участникам торгов. Мне лично пришлось столкнуться с таким явлением, когда я выиграла контракт, а предыдущий исполнитель отказался уходить с объектов, - рассказывает Локшина. - Во-вторых, нас пригласили поучаствовать в создании нормативной документации. Один профстандарт (для менеджеров среднего звена) уже утвержден, второй (для линейного персонала) - на согласовании. Плюс мы предлагаем установить дополнительные требования к оказанию клининговых услуг в медицинских, образовательных и социальных учреждениях. Там своя специфика: от наличия санкнижек и прививок у персонала до того, как правильно подписать ведра и хранить химвещества. Этой работой занимается межведомственная рабочая группа при минэкономразвития РФ, надеемся, к концу года уже будет результат. Также рекомендуем госзаказчикам ознакомиться с методикой расчетов Совета рынка по численности персонала на определенное количество обрабатываемых площадей. Сегодня бывает, что один человек обслуживает 1,5 тысячи квадратных метров. Что он успевает за отведенное время? Только полы вымыть. В школах и больницах это недопустимо.По словам заместителя главы региональной комиссии по клинингу Михаила Мышкина, некоторые фирмы даже готовы потерять какие-то проекты ради того, чтобы изменить мышление заказчиков, позицию "мы вам и так много платим, вы нас должны на руках носить". Никто не хочет вникать в экономику. Был в прошлом году случай, когда начальную цену госконтракта урезали в два раза по сравнению с предыдущей, при этом запросили определенное количество человек, работающих по графику. Если просто умножить эту цифру на среднюю зарплату по региону - и то денег не хватит, не говоря уже про налоги, закупку материалов, уборочных машин.

    Новые игроки демпингуют в госзакупках: опускают цены на 70-80 процентов от начальной минимальной. В результате рынок стал низкорентабельным -2-5 процентов

    Еще одна задача комиссии - поднять имидж клининга как бизнеса. Точнее, сформировать его: так исторически сложилось, что к этой деятельности относятся слегка пренебрежительно. На самом деле крупное агентство можно сравнить с заводом по количеству задействованных людей (2-3 тысячи человек, средние - 200-400), ими нужно грамотно и оперативно управлять. Есть сложные по архитектуре объекты, есть круглосуточно работающие, где-то необходимы уникальные технологии уборки, но почему-то в сознании большинства клининг - бабушки со швабрами и вениками.

    Надо отметить, что это не первая попытка консолидации рынка. В частности, в Москве еще в 2000 году была создана Ассоциация региональных уборочных компаний (АРУК), в 2012-м при ней зарегистрировали саморегулируемую организацию, но региональные агентства такими ресурсами похвастать не могли. Да и не считали нужным куда-то вступать, потому что не видели реальной работы. Сейчас, по всей видимости, бизнес дозрел.

    Как отметил Михаил Мышкин, на первое заседание комиссии пришли представители десяти компаний Свердловской области, на второе ждут уже 30. Многие согласны выйти из тени, но боятся последствий. 4 декабря 2018 года АРУК провела совещание в Екатеринбурге для предпринимателей УрФО, где был предложен такой механизм самоочищения рядов: региональные комиссии сформируют списки демпингующих компаний на основании протоколов торгов, эти данные передадут в ФНС. После того как уйдут однодневки и недобросовестные игроки, цены, скорее всего, поднимутся на 40-50 процентов, но они будут более адекватными, а сам рынок станет цивилизованным, уверены предприниматели.

    Поделиться