14.02.2019 20:47
    Поделиться

    Почта банк: Рынок розничного кредитования демонстрирует рост

    Георгий Горшков, первый заместитель президента-председателя правления Почта банк рассказал в интервью "Российской газете" о тенденциях розничного кредитования и новых продуктах Почта банка.

    Георгий Вячеславович, по данным Банка России в 2018 году наши граждане переходили от сберегательной модели поведения к наращиванию трат. Подтверждаете ли вы эту тенденцию, и какова динамика прироста вкладов розничного кредитования в прошлом году? Можно ли назвать такое кредитование здоровым или оно все-таки больше связано со снижением доходов населения?

    На сегодняшний день нельзя говорить об избыточной кредитной нагрузке в сегменте розничного кредитования. Более того, такой важный индикатор, как просроченная задолженность сейчас находится на самом низком уровне за последние десять лет. Говоря о темпах роста, надо отметить, что по итогам 2018 года розничный кредитный портфель вырос на 23% по сравнению с 2017 годом, существенную долю в портфеле заняла ипотека.

    Традиционно в России самым крупным сегментом розничного кредитования был нецелевой кредит (кредит наличными). Рост этого сегмента мог бы свидетельствовать о перегреве. Но сегодняшняя тенденция такова, что большинство кредитно-денежных средств идут на такие объекты недвижимости, как квартира или дом, очевидно, что таким образом семьи инвестируют в свое будущее. А это указывает на здоровый рост рынка. Что касается сберегательной модели, то можно отметить, что традиционно четвертый квартал обеспечил максимальный прирост депозитов. Это связано с тем, что крупные предприятия работали неплохо в 2018 году и сотрудники получили хорошие премиальные выплаты. Эти премиальные выплаты традиционно приходят в банки, и мы этот прирост увидели.

    Как менялись условия по кредитам физических лиц в минувшем году: ставки, сроки, требования к заемщику?

    Снижение инфляции и ключевой ставки ЦБ оказало свое влияние. Плюс к этому рынок розничного кредитования является одним из самых конкурентных в стране. Достаточно много как федеральных, так и региональных игроков. Поэтому банки конкурирует между собой, в том числе и ценой. Все эти факторы поспособствовали снижению ставок по розничному кредитованию примерно на процент - полтора. Подобное снижение сопровождалось ростом объемов кредитования.

    В каких сегментах кредитования ждете роста в 2019 году? И означает ли рост ипотеки рост здорового кредитования?

    Безусловно, в продаже ипотечных продуктов есть определенный инвестиционный сегмент, когда более обеспеченные семьи покупают вторую или даже третью квартиру на будущее для детей или для того, чтобы сдавать эти квартиры и получать дополнительный доход, или чтобы просто выигрывать на росте стоимости этой недвижимости. Но поскольку рост стоимости недвижимости на сегодняшний день замедлился, вместе с ним снизился и интерес к инвестиционному доходу. Однако не исключено возобновление программы субсидирования ипотечных ставок, о которой упоминал президент Владимир Путин.

    Если это произойдет, то это придаст новый импульс ипотечным кредитам. То же самое может произойти и в сегменте автокредитования, если будет возобновлена программа господдержки автокредитования.
    Почта банк наиболее перспективным видит для себя сегмент товарного кредитования. В первую очередь, это товары длительного пользования, например, телевизоры и холодильники. Мы видим, что люди продолжают покупать такую технику, причем в основном отечественной сборки, что, весьма поддерживает отечественного производителя.

    Надо отметить, что сегмент розничного кредитования тоже весьма конкурентен. Примерно половина товарных кредитов выдается с переплатой для клиента равной нулю. Например, если телевизор стоит десять тысяч рублей, то его можно купить, сразу заплатив в магазине эту сумму, либо оформить рассрочку в банке и внести десять платежей по тысяче рублей. То есть, никакой переплаты для потребителя не возникает. Это также помогает спросу.

    Какие кредитные продукты наиболее популярны у клиентов Почта банка?

    Самым популярным продуктом, безусловно, остаются кредитные карты. Только Почта-банк оборудовал примерно 35 тысяч отделений почтовой связи терминалами для приема карт. С помощью этих терминалов клиенты любого банка с картами "Мир", "Мастеркарт", "Виза" могут прийти в отделение почтовой связи и оплатить почтовую услугу или товар, который они хотят приобрести в почте, или даже снять наличные со счета. Такая услуга теперь предоставляется в кассах почты - можно снять наличные, как в банкомате. Поэтому популярность кредитных карт и расчетных карт растет. Тем более, что банки постоянно развивают программы лояльности, которые также подогревают спрос и потребительскую активность. Среди банковских продуктов постоянно появляются новые. Например, мы запустили для детей от шести лет мобильное приложение "Почта-банк младший". С помощью него дети могут, например, платить коммунальные платежи за родителей и получать за это небольшое денежное вознаграждение.

    Мы очень активно работаем с пенсионерами. Все больше пенсионеров в нашей стране получают пенсию и социальные выплаты на банковские счета, что делает пенсионные деньги более защищенными. Некоторые банки, в том числе и "Почта-банк", выплачивают хороший процент на эти пенсионные счета. У нас это до шести годовых - приличная ставка, сопоставимая со ставками по вкладам ведущих банков.

    Каких новинок ждать от Почта банка клиентам?

    Мы активно работаем со всеми субъектами Российской Федерации по переводу платежей за жилищно-коммунальные услуги в безналичную форму. До сих пор 20-30% рынка коммунальных платежей находятся в наличной форме. Это неудобно потребителям и неудобно ресурсно-снабжающим организациям, это замедляет экономику. Поэтому мы заключили прямые договора с предприятиями ЖКХ для того, чтобы они быстрее получали расчет, а потребители получали возможность, не выходя из дома, оплатить коммунальные платежи без комиссии. Мы видим в этом нашу социальную функцию. К примеру, пенсионеры оплачивают любые коммунальные услуги в Почта банке без комиссии вне зависимости от региона.

    Поделиться