Новости

14.02.2019 00:00
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

Как скользит "Морская тень"

Создан подводный аппарат на новой физике движения
Инженеры Научно-производственного предприятия подводных технологий "Океанос" и ученые Морского технического университета из Санкт-Петербурга создали рабочий прототип подводного автономного глайдера для океанографического исследования. Он получил название "Морская тень".
Специалисты погрузили глайдер в водоем для исследований. Фото: Пресс-служба "Океанос" Специалисты погрузили глайдер в водоем для исследований. Фото: Пресс-служба "Океанос"
Специалисты погрузили глайдер в водоем для исследований. Фото: Пресс-служба "Океанос"

Аппарат уникален тем, что работает не за счет винтов, а за счет изменения плавучести. Он движется по синусоидальной траектории, то принимая забортную воду и опускаясь вниз, то выпуская ее и всплывая. Благодаря этому экономит энергию и обеспечивает большую автономность исследований.

Ученые объяснили, почему аппарат назвали глайдером: потому что его физика перемещения близка к небесным ловцам восходящих потоков. Данный проект связан еще с одним аппаратом, над которым работают в Морском техническом университете. Это большой надводно-подводный исследовательский аппарат "Тень". Он может нести сразу несколько глайдеров "Морская тень".

Автономно работать аппарат способен более четырех месяцев. Фото: Пресс-служба "Океанос"

- Уникальный аппарат "Тень" имеет изменяемую геометрию корпуса. В мире подобных аппаратов еще никто не предлагал, - прокомментировал один из конструкторов Игорь Кожемякин, начальник управления оборонных исследований и разработок в Морском техническом университете.

Аппарат имеет длину 20 метров. Тримаран может передвигаться по воде и погружаться на глубину. Его отсеки примут до 60 кубометров полезной нагрузки, как раз там и могут разместиться глайдеры-разведчики поменьше.

Глайдер будет незаменим и в арктических условиях. Как считает Игорь Кожемякин, Север необходимо осваивать и без робототехники уже не обойтись. Значительно дешевле и удобнее будет организовать круглосуточное дежурство "Тени" с глайдерами на борту на подводном трубопроводе, чтобы отслеживать возникновение аварии.

На завершение работ конструкторам потребуется полтора-два года. После этого можно будет говорить о серийном производстве. Стоимость аппарата пока не известна.

Общество Наука Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники