Свой Гран-при жюри присудило фильму Франсуа Озона "Милостью божьей" (Франция) о безнаказанном разгуле педофилии в одной из церквей Лиона. Приз Альфреда Бауэра достался "Разрушительнице системы" - "педагогической поэме" немецкого режиссера Норы Финшелдт об укрощении девятилетней бунтарки, разлученной с мамой. Лучшей режиссерской работой признана драма новой некоммуникабельности "Я была дома, но" Ангелы Шанелек (Германия). Призы за актерские работы получили Ван Циньчун и Юн Мэй, сыгравшие супружескую пару в китайской социальной эпопее "Прощай, сын мой!". Приза за сценарий удостоены Маурицио Брауччи, Роберто Савиано и Клаудио Джованези ("Пираньи Неаполя", Италия). Серебряного медведя за операторскую работу увез в Норвегию Расмус Видебэк ("Пора уводить коней").
Таким образом, 69-й Берлинале изменил своему кредо: политическое отступило под натиском "основного инстинкта". Социальное кино ограничилось призами второго ряда, а на первый план вышла бессмертная истина, сформулированная героиней Раневской в комедии "Весна": "Красота - это страшная сила". Когда на сцену за своим Золотым медведем поднялась съемочная группа "Синонимов", глава жюри Жюльетт Бинош раскрыла объятия молодому актеру Тому Мерсье и только потом обратила внимание на режиссера. Все прорехи амбициозной, но более чем несовершенной картины померкли в сиянии ослепительной наготы, которую во всех деталях и на протяжении всего фильма демонстрировал ее герой.
В принципе "Синонимы" затронули драматичную тему самоидентификации личности в мире, который сдвинулся с привычных мест и кочует в поисках нового дома. Надав Лапид подчеркивал, что фильм автобиографичен - это он сам когда-то прилетел в Париж, где никто его не ждал. Это он отказался говорить на иврите и вечно рылся в словаре в поисках французских синонимов. Это он понял, что научиться говорить на языке Мольера еще не значит расстаться с клеймом своей сущности и стать французом - клеймо оказалось несмываемым. В его фильме будут мучительные уроки французского и демонстративная ненависть к родной стране, но мы так и не узнаем причин этой ненависти: характер героя останется загадкой. Он взрывной и неуживчивый, нежный и хамоватый, расчетливый и неуправляемый одновременно. Иногда кажется безумным, иногда напоминает Гамлета - мятущегося, но без видимых причин. Задав сложнейший вопрос современного бытия, фильм так и не дал убедительного ответа. Зато по ходу дела у режиссера возник другой соблазн. Взяв на роль самого себя столь щедро одаренного природой актера-натурщика, заполучив такой рычаг воздействия на эмоции большей половины зрительного зала, режиссер неустанно его эксплуатирует. Фильм держит зрителя на коротком поводке, как бы силясь сказать нечто про назревающий любовный треугольник, как у Бертолуччи в "Мечтателях", и тут же все уводя в туман. И никто уже не помнит, что заявленная тема ушла совсем в другие палестины. Конечно, можно увидеть в этом бессистемном гомоэротизме метафору: голый человек на чужой земле - как упавший с неба Терминатор у Джеймса Кэмерона. Но не слишком ли много кинематографических ассоциаций для одного не нашедшего свой смысл фильма?
Коль речь зашла о синонимах, вспомним давнее наблюдение: артхаус - синоним понятия "скука", и спящий зал всегда сигнализирует жюри, что перед ним большое искусство. Берлинале это подтвердил: лучшая режиссура обнаружена в драме Ангелы Шанелек "Я была дома, но", где старая идея о некоммуникабельности, неспособности людей услышать друг друга доведена до полной замороженности и героев, и картинки. Социальное кино получило поддержку призами киноэпопее "Прощай, сын мой", где жизнь семьи проходит через три десятилетия китайской истории с ее "политикой одного ребенка" и "культурной революцией", оставившей в судьбах рваные раны. Получил своего "медведя" и общий любимец Франсуа Озон: он опробовал новый для него стиль докудрамы, вступившей в незаконную связь с мелодрамой.
...Вместе с 69-м Берлинале уходит в прошлое 18-летнее правление его шефа Дитера Косслика. Вместо одного директора будут два: Карло Шатриан, возглавлявший кинофорум в Локарно, обеспечит творческий уровень, Мариэтт Риззенбек, руководительница прокатной компании German Film, - деловой. Критиковавшие политику Косслика мастера в открытом письме требовали вернуть фестивалю статус одного из трех авторитетнейших, наравне с Каннами и Венецией. Минкультуры обещало его омолодить, сохранив политическую направленность. Спонсоры озабочены отсутствием больших звезд и настаивают на том, чтобы джинсово-кедовый фестиваль стал более гламурным. Февральские ветры не способствуют этому, и бродят планы перемещения форума на март. Скоро закончится срок аренды Berlinale Palast на Потсдамер-платц - идут поиски новой дислокации фестиваля. Среди возможных мест называют пустующий аэропорт Темпельхоф, со взлетных полос которого Берлинале сможет набрать новую высоту.
Золотой медведь лучшему фильму: "Синонимы" - Надав Лапид;
Серебряный медведь - Гран-при жюри: "Божьей милостью" - Франсуа Озон;
Серебряный медведь - приз Альфреда Бауэра: "Крушители системы" - Нора Финшелдт;
Серебряный медведь за лучшую режиссуру: Ангела Шанелек - "Я была дом, но";
Серебряный медведь лучшей актрисе: Юн Мэй - "Прощай, сын мой";
Серебряный медведь лучшему актеру: Вэн Цзинчунь - "Прощай, сын мой";
Серебряный медведь за лучший сценарий: "Пираньи Неаполя" - Маурицио Брауччи, Клаудио Джованнези, Роберто Савиано;
Серебряный медведь за выдающийся художественный вклад: Расмус Видебак - "Угоняя лошадей".