Глава внешнеполитического ведомства РФ, несмотря на крайне напряженный график (более 20 переговоров за два неполных дня плюс выступления, "круглые столы" и торжественный прием), был бодр и остр на язык. Когда журналист "Вашингтон Пост" спросил его, что намерена делать Россия, чтобы "предотвратить преступления Асада против своего народа?", Лавров объяснил, что отвечать на этот вопрос не имеет особого смысла, так как "что бы я ни сказал, вы все равно напишете по-своему".
На Мюнхенской конференции журналистов обычно пускают на начало переговоров, так называемый "протокол". Это три-пять минут, в течение которых стороны приветствуют друг друга и говорят общие слова. Поскольку комнаты для переговоров в солидном историческом отеле Bayerischer Hof маленькие, вход туда журналистов каждый раз сопровождался давкой и шумом. Особенно много прессы собралось на встречу Лаврова с министром иностранных дел ФРГ Хайко Маасом. Российскому министру, видимо, все это настолько надоело, включая нависающие над головой выносные микрофоны-удочки, что он, как обычно, с доброй улыбкой посоветовал журналистам "пойти позавтракать", потому что "зоопарк закрывается".
Некоторые эксперты перед началом конференции делали апокалиптические прогнозы, что российская делегация в Мюнхене окажется в некоей изоляции, поскольку тон там задают западные страны, для которых упоминание Москвы в негативном контексте стало чем-то вроде хорошего тона. Но вышло наоборот. "Нам бы не помешало побольше изоляции, потому что переговоры шли одни за другими, за два дня мы провели их более 20, буквально спины не разогнуть", - сказал Лавров на итоговой пресс-конференции. По его словам, все партнеры заверяли, что хотят нормализации отношений с Россией. "Мы терпеливо объясняем, что готовы к возобновлению отношений на равноправной основе в том темпе, который удобен нашим партнерам", - пояснил глава российского внешнеполитического ведомства. И добавил, что "мы просто сделали вывод, на кого можно положиться, а на кого - нет".
Лавров отметил, что к российской стороне стали больше прислушиваться на Мюнхенской конференции, поскольку "терпенье и труд все перетрут". Под последним имелась в виду неоднократно озвученная позиция РФ с призывом к соблюдению норм международного права и положений ООН, с постоянным подчеркиванием необходимости решать все проблемы между странами путем переговоров, а не вмешиваться во внутренние дела других государств с намерением заставить их играть по своим правилам.
На самой конференции Лавров выступал вместе с представителями других ведущих держав - вице-президентом США Майклом Пенсом и тяжеловесом китайского истеблишмента, членом ЦК Компартии Китая и главой Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Яном Цзечи. И если Пенс, которого не зря называют "трубадуром Трампа", всячески возвышал Америку под руководством Дональда Трампа, то Лавров был сдержан. Он не стал отвечать на многочисленные обвинения в адрес России, а сосредоточился на глобальных перспективах и на возможности создания общего пространства от Лиссабона до Владивостока без блоков и разделительных линий. Также российский министр напомнил, что пока Европа и США используют устаревшую политику "железного занавеса", на Востоке выстраивается новый мир.
По его словам, общее экономическое пространство уже формируется через взаимодействие ЕАЭС и китайской инициативы "Один пояс - один путь" (ОПОП). Также укрепляются контакты между Москвой и странами АСЕАН. Все это - этапы на пути формирования Большого Евразийского партнерства, основанного на принципах международного права и открытости.