18.02.2019 00:25
    Поделиться

    Андрей Максимов: Композитор Игорь Карташев воскрешает время и людей

    Странная история - писать рецензию на диск. Ведь что такое диск, как правило? Человек попел песни год, два, три, пять, а потом собрал их вместе - вот тебе и диск.

    С диском заслуженного артиста России, композитора Игоря Карташева "Снежный полк" - совсем иная история. В данном случае диск - это жанр, а не суть. Суть в другом.

    Эта работа, если угодно, - реквием по белогвардейскому движению, и, может быть, еще шире - по тому миру и тем людям, которые были сметены большевиками в 1917 году. Подавляющее большинство песен Карташев написал сам, воскрешая для нас имена замечательных поэтов, в частности, Николая Туроверова. Туроверов, без сомнения, уникальное явление русской культуры: казак, создавший поразительные стихи о казачьей доле, об эмиграции; воин, который сражался с большевиками, потом попал в эмиграцию, и воевал сначала в Африке, а затем в Европе с фашистами; человек, проживший длинную жизнь и сделавший невероятно много для сохранения русской, дореволюционной культуры.

    Карташев воскрешает тип человека, для которого Родина, ее боль, ее страдания важней, чем собственная жизнь

    Актер и композитор Игорь Карташев на этом диске выступает еще и как исследователь. Ведь стихи того же Туроверова или, например, иеромонаха Романа надо было сначала отыскать. А вы, например, знаете, что знаменитая песня "По долинам и по взгорьям" - это белогвардейский марш, написанный братьями Покрасс совсем на иные стихи? "Из Румынии походом// Шел Дроздовский славный полк// Для спасения народа// Исполняя тяжкий долг". Так начинался этот марш. А вот финал: "Этих дней не смолкнет слава// Не померкнет никогда// Офицерские заставы// Занимали города". Так было сначала. Как стало потом - всем известно.

    Карташев воскрешает время, воскрешает людей, точнее, тип человека, для которого Родина, ее боль, ее страдания важней, чем собственная жизнь. Человека, который доказывал любовь к стране не криками и лозунгами, а жизнью своей. Вообще, это какое-то удивительное явление: музыкальный диск, в котором есть герой. Часто ли удается такое встретить?

    Диск и оформлен как книга, в немалой степени благодаря одному из самых известных наших фотохудожников Елене Мартынюк. И, что очень важно, внутри диска книга, действительно, есть: стихи напечатаны на бумаге, их можно прочесть. В том числе и очень знаменитые песни (шлягерами назвать их не поднимается рука), которые Карташев не испугался спеть. Скажем, "Гори, гори, моя звезда...", "Степь да степь кругом", "Прощание славянки" и даже гимн царской России "Боже, царя храни", который в напечатанном виде я лично увидел впервые.

    Я не знаю принципа, по которому Карташев собирал песни для своего диска. Но очевидно, что получился монолог уходящего, ненужного истории человека. Судьба в миноре, и монолог, разумеется, в миноре. Монолог человека, который не хотел мириться с гибелью старой России, не принимал то новое, что несли с собой большевики, бился против этой "новизны" и проиграл. Этот песенный монолог получился истинно трагический и при этом абсолютно - в высоком смысле - театральный. Это судьба не сыграна Карташевым, а прожита. Он подобрал и написал такие песни, чтобы каждая раскрывала какую-то иную грань его героя - человека XIX века, попавшего в революционную Россию века ХХ. Поэтому в результате получился не просто музыкальный диск, но музыкальная история, и даже, может быть, шире - музыкально-историческое исследование человека на рубеже веков. Пафосно звучит? Да. Но иногда пафос вовсе не отменяет правды.

    У актера Игоря Карташева причудливая судьба. Ученик Евгения Симонова он долгие годы работал в созданном учителем Театре имени Рубена Симонова. Его приглашали в разные коллективы, но он хранил верность учителю, а потом его памяти. Долгие годы этот театр существовал на обочине театральной жизни, а потом и вовсе - слава Богу! - влился в Театр имени Вахтангова. Карташев вместе с некоторыми другими артистами театра Симонова стал актером Театра Вахтангова.

    Приход к вахтанговцам был более чем успешным. Главная роль в "Очарованном страннике" по Лескову. Большие работы в "Ричарде Третьем" и в моем спектакле "Брюсов переулок". Карташев давно и успешно исполняет песни и романсы - свои и чужие. На его концерт в "Арт-кафе" Театра Вахтангова не так просто попасть.

    Песенный монолог получился трагический и при этом - в высоком смысле - театральный. Это судьба не сыграна Карташевым, а прожита

    Но тут ведь какая история: сегодня, чтобы прославиться, надо быть модным, а не талантливым. Иногда это совпадает, иногда нет. Карташев - известный театральный актер, у него есть немало своих почитателей, он известен театральной публике, но... не моден.

    "Очарованный странник" - повесть Лескова, замечательно инсценированная и поставленная Натальей Ковалевой. Почти два часа Игорь Карташев не уходит со сцены, держа на себе внимание зала. Увидев Игоря в этой постановке, я начал мечтать, чтобы он сыграл в моем спектакле, и счастлив, что мечта сбылась. Но... Никаких призов или премий ни сам спектакль, ни исполнитель главной роли не получили и вряд ли получат. Захожу на сайт театра - на ближайшего "Странника" все билеты проданы. Модный спектакль? Нет. Моду сегодня в театре диктует не зритель, а критика - кого-то превознося, а кого-то нет. Критерии при этом остаются туманными и неясными.

    Диск Игоря Карташева "Снежный полк" тоже никогда модным не станет. Еще и потому, что слишком серьезен, слишком глубок. Если продолжать сравнивать с книгами - это ни в коей мере не легкое чтиво, но глубокое, талантливое, серьезное, музыкальное исследование души человека. Чем и ценен.

    Спасибо, Игорь Владимирович!

    Поделиться