23.02.2019 07:00
    Поделиться

    21 февраля в прокат вышла одна из самых ожидаемых картин года

    21 февраля в российский прокат выходит одна из самых ожидаемых картин года
    Идея создания исторической эпопеи "Тобол" по мотивам романа Алексея Иванова принадлежит известному продюсеру Олегу Урушеву. Режиссеры картины - Игорь Зайцев и Петр Зеленов.

    По сюжету молодой офицер новой гвардии Петра I Иван Демарин по заданию царя оказывается в глубине Сибири в пограничном Тобольске. Здесь он встречает свою первую любовь и вместе со своим полком оказывается втянутым в заговор местных князей, охотящихся за золотом Яркенда. Его крепость окружена полчищами диких джунгар, и помощи ждать неоткуда...

    Действие картины разворачивается в Петербурге и в Сибири, в Тобольске. В фильме присутствуют как вымышленные герои, так и реальные исторические персонажи, такие как Семен Ремезов (Дмитрий Назаров) - знаменитый сибирский летописец, картограф, историк Тобольска; Матвей Гагарин (Евгений Дятлов) - первый сибирский губернатор; Йохан Ренат (Андрей Бурковский) - реальный пленный шведский офицер, сосланный в Сибирь после битвы под Полтавой. В фильме также снимались Дмитрий Дюжев, Илья Маланин, Павел Табаков и другие.

    Прямая речь

    Александр Лазарев-младший: Для "Тобола" построили целый город

    Александр Лазарев-младший рассказал "РГ" о том, что, по его мнению, получилось настоящее кино. Расскажем подробнее о его герое. Александр Лазарев-младший играет Ивана Дмитриевича Бухгольца, генерал-майора, по приказу Петра I отправившегося в экспедицию по Иртышу. Во время нее Иван Бухгольц основал Омскую крепость. В Омске генерал-майора помнят: там есть площадь Бухгольца, на ней стоит скульптура, называющаяся "Шар Бухгольца". Перед премьерой сериала "РГ-Неделя" спросила Александра Лазарева о том, стоит ли тот своих ожиданий.

    Масштабная эпопея "Тобол" снята почти без компьютерной графики

    "Тобол" очень ждут. Алексей Иванов прекрасный писатель, опередившая сериал книга вышла отличной. У сериала огромный бюджет: 500 миллионов рублей - колоссальная сумма для отечественного кино. К тому же на наши экраны очень давно не выходил большой качественный исторический блокбастер. Оправданы ли эти ожидания?

    Александр Лазарев: Я "Тобол" пока не смотрел, видел только то, что озвучивал, но это производит очень сильное впечатление. Был невероятен масштаб того, что происходило на съемках. Для них построили деревянный город! Настоящий город, в котором можно жить - с домами и церквями, административными зданиями, каналами и озерами. Деньги в фильм вложены очень серьезные, результат наверняка будет весомым. Там - и это большая редкость для нынешнего кино! - минимум компьютерной графики. Наш продюсер Олег Урушев говорил об этом так: "Компьютерную графику всегда видно". Совсем обойтись без нее, впрочем, не удалось, потому что атакующие орды джунгар в несколько десятков тысяч всадников очень трудно снять вживую. Декорации в "Тоболе" фантастические, костюмы невероятные, сшитые по всем историческим лекалам. Даже рубашки, которые не видны под камзолами, сделаны как в XVIII веке. Тогда на манжетах не было пуговиц. Их заменяли две петельки, которые завязывались веревочкой. Вот до какой степени в "Тоболе" пытались достичь исторической правды!

    Но ведь сила и мощь кинематографа не только в костюмах и декорациях. Что-то еще, с вашей точки зрения, производит исключительное впечатление?

    Александр Лазарев: Во-первых, монтаж. Сцена боя снималась, наверное, месяц. Этим занимались три группы. А если бы съемки вела одна группа, они бы продолжались полгода. Потом все было невероятно искусно смонтировано. Это очень красиво, завораживает, смотрится на одном дыхании... Одним словом, получилось настоящее кино.

    Качественное историческое кино некогда было визитной карточкой советского кинематографа. Были фильмы Бондарчука, была киноэпопея "Освобождение". У нас его умели снимать, любили смотреть, уровень был мировым. Потом такое кино исчезло, попытки реконструкции обычно оказывались стыдными. Почему это произошло?

    Александр Лазарев: Девяностые годы были тяжелыми, в это время наше кино практически погибло. Его почти и не было. Сейчас понемногу происходит возрождение. Режиссер "Тобола" Игорь Зайцев воспитанник тех старых мастеров, о которых вы говорили: Озерова, Герасимова и Бондарчука. То, что они делали, ему близко. В "Тоболе" Игорь попытался воплотить на экране все лучшее, что он умеет.

    То есть он стремился сделать вариацию на тему хорошего масштабного советского кино? Можно ли сказать, что создатели "Тобола" сделали сознательную отсылку к кинематографу этого времени?

    Александр Лазарев: По-моему, так и есть. Плюс сегодняшние технические средства.

    Кстати

    По мотивам романа

    Несмотря на то, что сценарий к фильму "Тобол" написан Алексеем Ивановым, сам он эту картину увидит, как и остальные зрители, - 21 февраля. Об этом заявила его литературный агент Юлия Зайцева. Более того, Иванов не будет упоминаться в титрах как автор сценария.

    - К сожалению, у нас не сложились отношения со съемочной группой фильма, - пояснила она. - Режиссер, приглашенный на съемки фильма, почти полностью переписал сценарий, предложенный Алексеем Ивановым. Вообще-то, когда у режиссера есть собственное видение и он создает свою версию сюжета, - это обычная киношная практика. Иногда сценарии дорабатываются даже в процессе съемки усилиями целой команды. И это нормально. Но в этом случае вариант, на котором настаивал режиссер Игорь Зайцев, слишком сильно нарушал логику и историческую правду замысла.

    По словам Юлии Зайцевой, режиссер полностью поменял формат фильма: заменил главного героя, изменил сюжетную линию, добавил такие детали и события, которые не могли происходить в то время в том месте. Но главное - "Тобол" Алексея Иванова - это мощная драматургическая история с глубоко прописанными характерами и любовной линией. А фильм Зайцева - это больше некая гардемаринская история.

    Переговоры между писателем с одной стороны и режиссером и продюсером фильма с другой велись около года и не привели к взаимопониманию. В конце концов Иванов принял решение убрать свое имя из титров. Но поскольку за основу фильма все же был взят его сценарий, то использована формулировка : "по мотивам романа...".

    Вообще, история с фильмом "Тобол" тот редкий случай, когда сначала на свет появилась кинематографическая версия, а само художественное произведение родилось после киносценария. При этом писатель предъявил миру сразу две книги: не только дилогию "Тобол", но и написанное в соавторстве с Юлией Зайцевой документальное произведение "Дебри". По словам литературного агента, эти книги - "Тобол" и "Дебри" - лучше читать в параллели.

    Поделиться